Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
"Смотри, Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие". Вот как объясняет эту фразу Мидраш: "Я не только предложил вам два пути, но и пошёл вам навстречу, сказав: "И выбери жизнь". Объясняет Магид из Кожниц זצק''ל, זי''ע, что человек находится в постоянной тяжёлой борьбе со своим злым началом. И победить в ней невозможно без помощи Свыше. Тем, что Всевышний сказал в Своей Торе : «Выбери жизнь", Он и оказал каждому из нас эту помощь. Слова Творца отличаются от слов человека. Слова человека – это всего лишь пожелание, выражение того, что он хочет. Слова Всевышнего создают реальность, весь мир создается постоянно силой Его Речений. Поэтому, сказав «Выбери жизнь", Он создал реальную силу, которая существует и помогает нам эту жизнь избирать, побеждать зло в самом себе.
Каждое утро в синагоге раздаётся трубление шофара. Это означает, что на дворе Элул, меньше чем через месяц нам предстоит Рош Ашана -- великий Суд, когда будут решаться судьбы людей: сколько отпустить им мира, здоровья, парнасы и радости, успеха, решаются вопросы жизни и смерти. Для чего нам это нужно знать? Для того, чтобы к Суду готовиться, делать тшуву. Каждый, едва знакомый с еврейской традицией, слышал об этом понятии: тшува – это наиболее обсуждаемая тема в большинстве наших книг. Что от нас требуется? Нам дан месяц, чтобы принять конкретные решения и сделать практические шаги: улучшить наше соблюдение заповедей, изучение Торы, молитву, отношение к Б-гу и к людям. Каждый, согласно его уровню, условиям жизни и возможностям, должен принять конкретное решение и начать его исполнять, стремиться поднять свой уровень служения Творцу. Есть те, кто способны на большой шаг вперёд, шаги других меньше. Но каждый шаг, каждое конкретное действие – это то, чего Всевышний от нас ждёт. Ведь мицва -- каждая деталь закона Торы, правило или принцип – это частица Б-жественного, с которой мы соединяемся во время его исполнения. В этом предназначение человека – за годы жизни стать лучше, совершеннее, мудрее. Всевышний помогает нам, посылая во времени и в событиях нашей жизни различные стимулы для этого. Элул и Рош Ашана – это один из них.
Сделать тшуву очень тяжело, человеку нелегко поменять свои привычки. Даже если в принципе мы согласны, что тшуву делать надо, то считаем, что измениться должны другие, но не я, у меня, слава Б-гу, всё в порядке, делаю то, что могу, больше возможностей у меня нет. Человеку вообще свойственно относиться снисходительно к себе и требовательно к другим, видеть в себе эталон правильного. Как говорит известная пословица, каждый, кто исполняет меньше меня, – это просто гой, а больше меня – фанатик.
Вот история, которая приводится в книгах и поможет нам посмотреть на эти вещи правильнее. Великий мудрец раннего средневековья рабейну Саадия агаон однажды был в дальней поездке. Фотографий и газет тогда не было, поэтому хотя он был всемирно известным мудрецом, в лицо его здесь никто не знал. Но в последний день какой-то приезжий его узнал. Когда рабби Саадия пришёл расплатиться за комнату, хозяин гостиницы заплакал и пал перед ним на колени. "Рабейну, простите меня за тот приём, что я вам оказал", - просил он. "Да нет, - сказал рабби, - всё было хорошо, и комната и еда". Но хозяин не унимался: "Я же не знал, я думал просто какой-то хахам приехал в мою гостиницу. Если бы я знал, что это вы, светоч Израиля, великий гаон рабби Саадия, всё было бы совсем по-другому, гораздо лучше". Мы видим, что наше отношение зависит от понимания, кто перед тобой. Если за этот год мы хотя бы чуть-чуть лучше поняли "с Кем мы имеем дело", то всё, что мы делали до сих пор, никуда не годится. Мы должны начать сначала и служить Ему лучше, чем до сих пор.
Элул – это время большого Милосердия, когда нам оказывается особая помощь Свыше принимать хорошие решения и делать тшуву. В сорока днях от Рош Ходеш Элул до Йом Кипура 960 часов. Это число соответствует числу логов воды, необходимых для того, чтобы миква очищала. В чём смысл 960 часов, необходимых для очищения души? Бен Иш Хай זצ''ל объясняет, что всё в мире - как духовное, так и материальное - состоит из четырех элементов: земля, вода, воздух и огонь. В святости все свойства и силы объединены, каждая заключает в себе все остальные, поэтому всего их четыре, помноженное на четыре, то есть 16. Следовательно, и сил, противостоящих им, тоже 16. Чтобы нейтрализовать преграду, зло, необходим "битуль" в пропорции один к шестидесяти. Этот принцип широко известен. Умножаем шестьдесят на шестнадцать и получаем 960. Эти часы ниспосланы свыше, чтобы помочь нам очиститься. Давайте же использовать их в полную силу!
Есть старый ашкеназский обычай: дважды прочитать Книгу Теилим с начала Элуля до Рош Ашана. Если получится, в общине, после молитвы, с Кадишем после псалмов. И в третий раз прочитать всю книгу от Рош Ашана до Йом Кипура. Поскольку в Книге Теилим 150 псалмов, прочитав ее два раза, получаем число 300 – это гиматрия слова "капер" – כפר – "искупи".
Рабби Исроэль Меир Акоен, знаменитый Хофец Хаим זצ''ל каждый день уделял время для "хешбон нефеш" – подведения итогов дня: что сделано хорошего, а что плохого. Однажды он сказал себе: "Исроэль Меир, Исроэль Меир, ты уже стар, скоро ты предстанешь перед Небесным Судом. Что ты скажешь, когда тебя спросят, учил ли ты Тору? Скажу, что да. Ну, тогда расскажи, что ты знаешь". Хофец Хаим начал по памяти цитировать и объяснять страницу за страницей. Так длилось долго, пока он не увидел кушию, которую не смог объяснить. Он пробовал ещё и ещё раз, но ничего не получалось. Он заплакал: "А ещё говоришь, что учил и знаешь Тору". Так он плакал, а на столе догорала свеча. Посмотрев на неё, он сказал: "Но ведь пока свеча горит, всё ещё можно исправить". Он открыл книгу и начал учиться.
Да, пока наша свеча горит, пока душа в теле, всё можно исправить!
Удачного месяца и агит Шабос . Яков Доктор.
Теги: Недельная глава