Бешалах12 января 2011 года, 15:31 Антисемиты города Житомира отправили однажды коллективное прошение в Петербург. Город страдает от перенаселённости, писали они, и причиной этой тесноты являются разумеется евреи. Поэтому высокое начальство просили принять меры и издать указ о выселении всех евреев за пределы городской черты. Это была серьёзная угроза, и евреи отправили посланцев к цадику рабби Аарону из Чернобыля זצק''ל זי''ע с просьбой о помощи. В Чернобыль посланцы прибыли в пятницу, во второй половине дня, и до наступления Шабата попасть на приём к цадику не сумели...
Читать дальше
|
Бо4 января 2011 года, 14:36 С Десятью египетскими казнями связан один из самых известных споров в еврейской мысли. Рамбам в "Законах тшувы" устанавливает, что, поскольку человек обладает полной свободой выбора между добром и злом и Б-г не решает за него, как поступить, то каждый несёт полную ответственность за свои поступки. И если он жил неправильно, согрешил, необходимо раскаяться, просить у Всевышнего прощения и принять решение, и пообещать больше так не делать. В Торе есть несколько мест, которые, на первый взгляд, противоречат этому принципу. Их приводит сам Рамбам...
Читать дальше
|
Ваера29 декабря 2010 года, 07:48 Галут, рабство в Египте и Исход, Освобождение. Изучив, что Тора нам об этом сообщает, мы сможем лучше понять и наше положение -- то, что происходит с нами сегодня. Что такое галут? Определение этому понятию мы находим у Раши. Обычно недельная глава начинается с «параша птуха», иначе говоря, с абзаца Но недельная глава Ваехи, в Книге Берешит, начинается в середине строки, посреди сплошного текста, что называется «параша стума». Объясняя это необычное построение, Раши пишет: "Поскольку скончался наш отец Яков, закрылись глаза и сердца евреев от страданий, и начали их порабощать"...
Читать дальше
|
Шмот23 декабря 2010 года, 03:09 Однажды адмор Цемех цедек из Любавичейזצק''ל זי''ע послал своего личного посланника рава Ицхака Айзика из Гомеля к рабби Исруэлю из Рижина זצק''ל זי''ע . Оба были лидерами своего поколения и занимались общественными делами. Как раз вопрос такого рода было поручено обсудить раву Ицхаку Айзику. Находясь в приёмной у Ребе, среди многих, ожидавших своей очереди, он обратил внимание на двоих. Один был талмид хахам, написавший книгу хидушим – своих открытий в Торе...
Читать дальше
|
Ваехи15 декабря 2010 года, 14:03 "… Да уподобит тебя Б-г Эфраиму и Менаше».-- И поставил Эфраима впереди Менаше". Менаше был первенцем Йосефа, и он считал, что при получении благословения Менаше должен быть первым. Увидев, что, благословляя, Яков ставит на первое место Эфраима, Йосеф подумал, что это ошибка, и хотел поправить отца. Но тот настоял на своём, "и поставил Эфраима впереди Менаше"...
Читать дальше
|
Ваигаш8 декабря 2010 года, 08:37 "И вот, из реки выходят семь коров тучных плотью и хороших видом… И вот, семь коров других выходят за ними, худых и очень дурных видом и тощих плотью… И съели коровы тощие и худые семь прежних коров тучных". О том, почему Б-г показал этот сон фараону, мы знаем. Но чему этот сон призван научить нас, ведь всё, сказанное в нашей святой Торе, актуально во все времена, для каждого еврея, в любом положении. В чём смысл этого сна для нас? "Меор Эйнаим" объясняет это так. Основой всего внутреннего мира человека, его эмоций и черт характера являются семь качеств: Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, Од, Есод, Малхут...
Читать дальше
|
Микец. Шабат Ханука30 ноября 2010 года, 08:35 Однажды к Хойзе, Провидцу из Люблина זצק''ל זי''ע пришли евреи с бедой. Среди них поселился «мойсер», доносчик, который просто не давал им жить. Они принесли квитл с именем доносчика и просили Ребе посоветовать, что делать. Хойзе, прозванный Провидцем за свой удивительный дар видения, посмотрел в записку и сказал, что ничего особенного не видит, это обычный, хороший еврей. Расстроенные, евреи решили попробовать ещё раз, попозже...
Читать дальше
|
Ваешев24 ноября 2010 года, 15:01 Как и всё сказанное в Торе, конфликт Йосефа и братьев, безусловно, конфликт не личный, он имеет глубокие корни. «Сфас Эмес», от имени своего деда, автора «Хидушей Арим» זצק''ל זי''ע , пишет, что природа Йосефа состояла в стремлении к святости, к максимальному и бескомпромиссному посвящению всей жизни, всего человека Всевышнему. Поэтому Йосеф всю сознательную жизнь был отдельно от всех, закрытый и малодоступный для других. Именно так он реализовал своё предназначение в мире, и именно так ему удалось добиться всех своих достижений. Конфликт братьев это, прежде всего, конфликт Йосефа и Иеуды...
Читать дальше
|
Ваишлах16 ноября 2010 года, 14:07 Мы сегодня поговорим о трагедии, произошедшей с дочерью Якова, Диной. В чём вина Якова, из-за которой произошло это несчастье? Наши мудрецы называют причину, трудную для понимания. Яков не хотел, чтобы его брат Эйсав «положил свой глаз» на Дину, поэтому во время знаменитой встречи между ними он спрятал её. В наказание она попала в грязные лапы Шхема, сына Хамора. Если бы Дина стала женой Эйсава, то вполне вероятно, что она сумела бы изменить его и возвратить к полной тшуве...
Читать дальше
|
Ваеце10 ноября 2010 года, 07:11 Однажды рабби Йосеф Каро, автор Шулхан Аруха זצק''ל זי''ע , нашёл сложнейшую кушию в Талмуде. Он старался её разрешить, напрягая все силы, но ничего не получалось. Он возвращался к этому ещё и ещё раз -- результат тот же. Тогда он объявил пост, три дня постился, чередуя напряжённую работу с молитвой, пока, наконец, не разрешил кушию. Уставший, но счастливый он вышел из своей комнаты, решив прогуляться, чтобы перевести дух...
Читать дальше
|