Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Суккот и Симхат Тора

Отложить Отложено

        Те, кто хорошо понимают в служении Всевышнему, говорят парадоксальную вещь: "Ахана гдола меамицва" (подготовка к мицве больше самой мицвы). Чтобы исполнить заповедь как следует, необходимо приложить усилия, потратить ради этого время и деньги. Когда все материальные условия для исполнения мицвы обеспечены, необходимо поработать над своим душевным настроем, настроить мысли и чувства. Всё это входит в понятие «подготовка к мицве». В саму заповедь в момент её исполнения необходимо вложить все силы, чтобы выполнить её максимально точно, с должной каваной и в радости сердца. Как это ни странно звучит, но усилия, приложенные в ходе подготовки к мицве, меняют человека к лучшему больше, чем силы, вложенные в саму мицву. Интересное доказательство этому принципу на примере праздника Суккот  приводит рабби Дувид из Тольно זצק''ל, זי''ע. О заповеди четырёх растений Тора говорит: "И возьмёте вам в первый день". Почему этот день, 15 Тишрей, Тора называет первым днём? Объясняют наши мудрецы, что этот день, первый день праздника Суккот, является первым в счёте грехов нового года. Прошло четыре дня после Йом Кипура, который искупил прегрешения прошлого года. Следующие за ним четыре дня подготовки к празднику полны беготни, хлопот и дел -- некогда грешить. Только сейчас, с началом праздника, всё успокоилось и стало на свои места. Поэтому это день первый. Мы видим, что подготовка к мицве оберегает человека больше самой мицвы.

            Талмуд в трактате Йома говорит, что есть две ступени тшувы. Когда человек делает "тшуву из страха", им движет боязнь наказания  Свыше или на более высокой ступени развития понимание величия Творца и Господина мира, он удостаивается того, что его сознательные прегрешения  становятся  ошибками. Но если совершается "тшува из любви", то сами эти прегрешения,   превращаются в заслуги.

            Еврейский календарь устроен таким образом, что нам даётся возможность приблизиться к обеим ступеням по восходящей линии. В месяце Элуль,  в Рош Ашана,  Десять дней раскаяния и в Йом Кипур приближение еврея к Б-гу продиктовано трепетом перед предстоящим Судом. Это ступень "тшувы из страха". В праздники  Суккот  и  Симхат Тора,  в  атмосфере любви к Б-гу и радости служения, мы получаем возможность почувствовать вкус "тшувы из любви".

            Человек так устроен, что различные неудачи, беды, тревоги и заботы одолевают его,  лишают душевного равновесия и радости жизни – мы ощущаем себя несчастными. Нервные стрессы, срывы становятся всё более распространённым явлением в наши дни. Мы живём в материальном изобилии, с каждым годом всё больше новых технических изобретений входят в нашу жизнь, то, что вчера казалось мечтой, сегодня уже привычно, быт становится легче, возможности растут. Но счастливее человек, тем не менее, не стал, --наоборот, именно в наши дни мы можем видеть, что такие простые и естественные вещи как обычная радость жизни даются нам всё тяжелее. Причина этого явления в одном. Мы быстро привыкаем к тому хорошему, что у нас есть, и воспринимаем его как должное, а то немногое, чего нам не хватает, кажется нам отсутствием всего. Тора учит нас совершенно другому подходу к жизни. Прежде, чем предстать перед Творцом с просьбами, человек должен   осознать и почувствовать благодарность за то, что у него есть,  поблагодарить Всевышнего за Его любовь к нам и многочисленные милости, которыми Он осыпает нас всю жизнь, -- от рождения до смерти, каждый день. Это понимание и это чувство даруют нам счастье жить, радость, благодарность и любовь. По этому принципу устроена молитва еврея. Мы начинаем ее с благословений хвалы и благодарности, лишь затем идут наши просьбы, и завершаем мы свое обращение к Б-гу  тоже благословениями и благодарностью. И тому же учит нас праздник Суккот. Это праздник нашей радости, его многочисленные заповеди: Сукка, «арба миним», красивейшие мелодии Алеля, танцы "симхат Бейт Ашоева", "наануим" – движения с четырьмя растениями, наполненные трепетом и радостью служения, -- это неделя одной большой благодарности Творцу за все Его блага, за счастье жить и быть евреем, за всё то, что Он делал и делает для нас. Это уникальная возможность понять, а главное почувствовать радость жизни и веры и получить заряд этой радости на весь год. Дай нам Б-г использовать эти святые дни в полную их силу!

            В дни Суккот мы принимаем у себя семь небесных гостей: Авраама, Ицхака, Якова, Моше, Аарона, Йосефа и Давида. Царя Шломо среди них нет. Во время обрезания, когда говорят "Ми шебирех" за здоровье малыша, называют Авраама, Ицхака, Якова, Моше, Аарона, Давида и Шломо. Имя Йосефа отсутствует, вместо него есть Шломо. Почему? Рабби Исруэль из Рижина זצק''ל, זי''ע объясняет это так. В праздник Суккот евреи приносили в Храме семьдесят быков за благополучие семидесяти народов мира. В Шмини Ацерет, Симхат Тора, приносят только одного быка -- это праздник особой  связи Всевышнего и Его народа, один на один, без посторонних. Свойство посылать благословения всем народам называется Йосефом, и действительно в своё время в Египте он давал пропитание всем, в этом его качество. Шломо – это качество совершенства и мира, когда со всех сторон вокруг нас – мир, и никто не мешает особой личной связи Израиля с его Б-гом. Именно таким было царствование Шломо. Поэтому на Суккот нашим гостем является Йосеф, а во время обрезания -- обряда вступления еврея в особый союз со Всевышним, один на один, называют царя Шломо. По той же причине Шмини Ацерет – это "ишпизин", время царя Шломо.

***

            Канун Суккот, 14 Тишрей, – это юрцайт рабби Исруэля, святого Магида из Кожниц, автора "Аводат Исруэл" זצק''ל, זי''ע. Один из праведников, которым дал дорогу Баал Шем Тов, был назван в его честь. В последний год жизни Бешта, однажды в Шабат, он почувствовал, что на Небесах особая радость, причиной которой является пожилой еврей переплётчик Шабтай. На исходе Шабата, с помощью "квицат адерех", он мгновенно преодолел большое расстояние и приехал с учениками в город Шабтая. Тот рассказал Баал Шему, что за неделю ничего не заработал и в субботу пришлось бы просто голодать и сидеть без света. Но он наказал жене помощи ни у кого не просить, такой уж у него принцип. Однако, возвращаясь домой после шабатней молитвы, он увидел, что дома горит свет и раздаётся запах субботних блюд. Он рассердился на жену, что она его не послушала, но она ответила, что произошло чудо. Подметая пол, она нашла закатившуюся старую золотую пуговицу мужа.  Продав ее,она и  смогла приготовить все на субботу. Шабтай так обрадовался этому чуду, что пустился в пляс. Баал Шем Тов сказал, что именно эта радость вызвала такой праздник на Небесах. У Шабтая с женой не было детей, и Бешт благословил их, пообещав, что у них родится сын, и попросил назвать в его честь, так как, когда мальчик родится, его уже в этом мире не будет. Так родился Магид из Кожниц. С детства он отличался слабым здоровьем, много болел и много времени проводил в постели. Даже летом ему стелили медвежью шкуру под ноги, чтобы  он не простыл. Тем не менее, во время молитвы к нему приходили особые силы, он часто был хазаном, и звуки его молитвы были слышны на большом расстоянии. Магид был выдающимся знатоком Кабалы, составил комментарии на различные её книги, а также на труды Маараля из Праги. Учился он у великого Магида из Межерич זצק''ל, זי''ע, а после его смерти -- у рабби Леви Ицхака из Бердичева זצק''ל, זי''ע, и у Ребе  рабби Элимелеха זצק''ל, זי''ע. Каждый день он принимал  множество людей, в том числе  и неевреев, и знать, приближённую ко двору царя Александра Первого. Он был чудотворцем, мирил поссорившиеся семьи. В последний год жизни совместно с Хойзе из Люблина זצק''ל, זי''ע предпринял знаменитую попытку привести в мир Мошиаха.

      Однажды в Симхат Тора у него была особая радость. Он рассказал, что в Ган Эдене дворец его отца Шабтая и дворец Йохая, отца Рашби, находятся рядом, обоих отличает то, что их дети стали больше их. Однажды Шабтай попросил Йохая взять его с собой на Лаг ба Омер во дворец рабби Шимона, на праздник. В ответ он обещал взять Йохая в Симхат Тора к своему сыну, Магиду из Кожниц. "Сегодня он выполнил обещание, и они оба мои гости", – сказал Магид

***

            Первыми, кому удалось приоткрыть железный занавес Советского Союза, были евреи. В конце шестидесятых выпустили большую группу религиозных евреев, которые сумели выжить, во главе с последним адмором России Ребе из Махновки זצ''ל. Они привезли несколько интересных историй о Рахмистривке. Вот одна из них. На Симхат Тора к рабби Йоханану приезжали сотни хасидов. В Бейс Мидраще было очень тесно. Но почему-то  во время утренней молитвы было гораздо теснее. Когда спросили Ребе, в чём причина этого, он сказал, что среди молящихся много евреев, которых уже нет в живых. Им разрешили прийти только при условии, что их будет не видно за талесом. "Если вы мне не верите", – сказал Рабби, начните заглядывать соседям под талес, и станет свободнее". И действительно, в результате этого «заглядывания», многие стали выбегать на улицу и в синагоге освободились  места.

Теги: Праздники