Однажды, когда рав Хаим Брискер был еще ребенком, его отец рав Йоси Бер спросил:
— Как ты считаешь, сын, кто лучше учится: ты или твой друг?
— Не знаю, что и ответить тебе, папа. Если скажу, что я лучше, то буду гордецом. А если отвечу, что мой друг — вруном, — вздохнул ребенок.
— Сейчас ты и гордец, и врун, — улыбнулся отец.
Свидетельство родственников
Как-то спросили у одного мальчика:
— Как ты думаешь, почему Тора не принимает свидетельство от родственников? Понятно, если близкий человек пытается помочь. Но если он свидетельствует против своего родственника, разве это не доказывает правдивость его свидетельских показаний?
Ребенок ответил:
— В Торе сказано о свидетелях: «И встанут два человека». Отсюда понятно, что свидетель должен быть человеком. Тот же, кто приходит в суд, чтобы навредить родственникам, таковым не является.
По законам гостеприимства
Однажды руководители еврейской общины Вильно решили установить новое правило для жителей города. Опираясь на высказывание мудрецов: «Предпочтительней кормить бедняков твоего города», они хотели вообще запретить давать милостыню нищим, приходившим в Вильно из других местечек и городов.
На заседание глав общины пригласили и Виленского Гаона. Выслушав предложения о нововведении, он сказал:
— Я слышал, что вы собираетесь принять новое постановление, но, насколько мне известно, этот закон не нов, а уже давно принят.
Удивленные руководители общины не могли вспомнить такого постановления.
— Оно было принято очень давно. Еще в Сдоме. Жители этого города тоже не желали помогать ни одному иноземцу, — напомнил Виленский Гаон.
Простолюдин
После того как рав Айзик Хариф напечатал свою вторую книгу, к нему подошел простолюдин и сказал:
— Ребе, у меня есть вопрос. Сказано мудрецами: «Мудрым с годами добавляется мудрости». Я прочитал вашу вторую книгу и заметил, что она слабее первой.
Рав Хариф ответил ему:
— Мудрецы также сказали, что дуракам с годами добавляется глупости, так что не удивляйся тому, что мою вторую книгу ты понял хуже первой.
Погоня за заработком
Один человек быстро бежал по улице. Рав остановил его и спросил:
— Куда ты так спешишь?
— Ребе, я бегу за заработком, — ответил ему человек.
— Откуда же ты знаешь, что заработаешь именно там. Может, предназначенный тебе заработок находится совсем в другом месте, и ты не приближаешься к нему, а убегаешь от него? — сказал рав.
Майсы рассказывал Борух Мишель, из журнала «Мир Торы», Москва
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»