Согласно еврейской традиции, «Машиах въедет в Иерусалим на осле». Почему на осле? Слово «хамор» на иврите «осел», однокоренное со словом хомер — материал или материализм. Не случайно, описывая историю египетского рабства, Тора рассказывает, что Фараон заставлял евреев строить пирамиды из этого самого «материала» — хомер. На духовном уровне это символизировало, что Фараон насаждал материализм. Исходя из этого, оседлать осла, значит, победить материализм и обрести веру. Более того, осел — упрямое животное, символизирующее животные инстинкты человека. Если инстинкты управляют разумом, то человек находится в рабстве, если же разум управляет инстинктами, то человек удостаивается раскрепощения, и в его жизнь приходит Машиах!
Тора, рассказывая об упрямом Фараоне или обманщике Лаване, преподносит нам урок, как победить Фараона и Лавана в себе! Когда мы читаем о милосердном Аврааме или справедливом Ицхаке, мы в первую очередь «открываем и укрепляем» Авраама и Ицхака в себе!
В свете языка символов Торы постараемся прочитать рассказ о борьбе Яакова и Эйсава, которая началась с их рождения.
«И вышел первый: красный, весь, как плащ, волосатый; и нарекли ему имя Эйсав. А потом вышел брат его, держась рукой за пяту Эйсава; и наречено ему имя Яаков» (Берешит, 25:25—26).
Эйсав дословно переводится как «сделанный», «завершенный». Тора описывает Эйсава, используя внешнюю характеристику тела: красный и волосатый. Яаков же означает «следующий по пятам», то есть стремящийся. Эйсав — это символ тела, а Яаков — души.
Магараль из Праги объясняет, что имя Яакова указывает на пяту, потому что это самая нижняя точка тела: каких бы высот ни достиг Яаков, он всегда чувствует, что может подняться еще выше…
Пройдут годы, и Ицхак захочет дать благословение сыну, но не будет знать, кто же стоит перед ним. Тогда он произнесет слова, которые станут «символами» его сыновей. «И подошел Яаков к Ицхаку, отцу своему; и он ощупал его и сказал: голос, голос Яакова, а руки, руки Эйсава» (Берешит, 27:22).
Руки Эйсава — это символ материального мира. Голос Яакова — символ мира духовного. Конфликт между Эйсавом и Яаковом — не только вселенский конфликт цивилизаций, но борьба тела и души в нас самих.
Так в чем же символ того, что Яаков держит Эйсава?
Эйсав — это тело человека, которое первым приходит в этот мир. Лишь постепенно в человеке просыпается разум, укрепляется душа. К тринадцати годам (к бармицве) начинается борьба, которая может занять семь лет (двадцать лет — возраст духовной зрелости). В конце концов, Яаков держит Эйсава: душа берет тело в руки, подчиняя его разуму.
Столкновение между телом и душой, формой и содержанием становится одной из главных тем Торы.
В результате греха Адам и Ева впервые облачились в одежды. Любопытно, что «бегед» — одежда, происходит от слова «бгида» — измена. Одежда делает возможным обман. Облачившись в одежды религиозного еврея, террорист может войти в автобус и взорвать его с пассажирами.
Яаков был вынужден использовать одежду для того, чтобы перехитрить лжеца Эйсава. «И взяла Ривка любимую одежду Эйсава… и одела Яакова».
Иегуда обманет своего отца Яакова, показав разорванную одежду Йосефа.
Тамар переодевается и обманывает Иегуду.
Йосеф, облаченный в одежды египетского министра, обманет продавших его в рабство братьев. Так дети Яакова окажутся в Египте и станут рабами. Освобождение потомков Яакова из рабства станет наградой за то, что евреи даже в Египте не меняли «имен, языка и одежды» своих отцов. Они заслужили свободу, преодолев рабский страх, и научились своей «одеждой и языком» выражать внутренний мир — свои имена. Когда содержание подчинит себе форму, а душа — тело, тогда «Машиах въедет в Иерусалим на осле»!
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»