Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В чем виноват Эйсав?

Читая , некоторые из учеников, только что приступившие к учебе, пренебрежительно относятся к любым сведениям, полученным из Устной Торы, в частности из мидрашей (приводимых учителем). Дескать, все это «притянуто за уши», а поэтому не надо знать ничего, кроме того что написано в тексте. Но умеем ли мы правильно читать? Может быть, Мидраш основывается на том, что написано в тексте, только мы не умеем получить эту информацию? Вот один из примеров.

В 28 главе книги Берешит, начиная с 5-го стиха и дальше, читаем: «И отослал Ицхак Яакова, и пошел тот в Падан-Арам к Лавану… Увидел Эсав, что Ицхак, благословив Яакова… приказал ему не брать жену из кенаанских дочерей… Понял Эсав, что дочери Кенаана противны Ицхаку, его отцу. И пошел Эсав к Ишмаэлю, и взял себе в жены Махалат, дочь Ишмаэля, сестру Невайота».

Простой текст, простая история. Из того, что сказали Ицхак и Ривка Яакову, понял Эсав, что не следует также и ему жениться на кенаанках. Пошел и женился на близкой родне — на дочери Ишмаэля, своего двоюродного дяди, сына Авраама. Уж против такого брака Ицхак точно возражать не будет. (Так рассуждал Эсав.)

Не будем заниматься глубокими вопросами — в чем виноват Эсав, каким образом в этом эпизоде проявился его характер. Будем говорить только о самых простых вещах. Например, почему написано «Махалат, дочь Ишмаэля, сестра Невайота»? Любой, кто читает Тору, не уча ее, не пытаясь найти в ней ответы на вопросы, диктуемые жизнью, читая ее, как читают художественную литературу, ответит: написано и написано, никакой особой информации здесь нет. Посмотрим, верно ли это.

Итак, почему написано «сестра Невайота»? Из предыдущих глав известно, что первенца Ишмаэля звали Невайот (см. 25:13). Зачем Тора второй раз говорит об этом? Кому вообще нужна информация о том, как звали детей Ишмаэля, если в целом Тора рассказывает о родословной еврейского народа? Оказывается, из этой незатейливой фразы можно извлечь весьма полезные сведения. Во-первых, отсюда следует, что Яаков, перед тем как прийти к Лавану, 14 лет проучился в ешиве Эвера, потомка Ноя, спасшегося от вод Потопа. Во-вторых, в свою очередь из того факта, что Яаков много лет провел в ешиве, прежде чем создать семью и произвести на свет 12 сыновей, — из этого простого факта следуют практические указания, касающиеся нашей с вами жизни. Но рассмотрим все по порядку.

Откуда известно, что Яаков 14 лет учился в единственной ешиве того времени? Об этом можно узнать не заглядывая в Мидраш. Когда в Письменной Торе сообщается, что кто-то взял в жены дочь кого-то, обычно приводятся и имя жениха, и имя невесты вкупе с именем отца, который ее выдает замуж. Если отец умер, то приводится имя ее брата, который выдает ее вместо отца. Поскольку в нашем случае приведены два имени — и отца, и брата, — следует, что выдавали ее оба, т.е. Эсав договорился о браке с Ишмаэлем, но тот вскоре умер, так что ввел ее под свадебный шатер уже брат. Итак, видим, что Ишмаэль умер в том же году, когда Эсав женился на Махалат, дочери Ишмаэля. Еще мы знаем, что женился Эсав сразу как только услышал, что Ицхак отправляет Яакова в Падан-Арам (см. начало статьи). Следовательно, Яаков покинул родной дом в год смерти двоюродного брата своего отца, Ишмаэля.

Ишмаэль прожил 137 лет (см. 15:17). Ему было 14 лет, когда Сара родила Ицхака. Откуда это нам известно? Авраам обрезался сам и сделал обрезание Ишмаэлю, когда тому было 13 лет (17:25). Через год родился Ицхак, как и было обещано Аврааму посланцами, гостившими у него на третий день после его обрезания (18:10 и 21:2). Значит, Ишмаэль старше Ицхака на 14 лет. Когда он умер, Ицхаку было 123 года. Зная, сколько лет было Ицхаку при рождении Яакова и Эсава (ровно 60 лет, см. 25:26), получаем, что в год смерти Ишмаэля Яакову и Эсаву было по 63 года. Итак, факт первый: Яаков покинул дом отца и пошел в Харан к Лавану в возрасте 63 лет.

Яаков прожил в доме Лавана в общей сложности 20 лет:14 лет, работая за жен, дочерей Лавана, и 6 лет, работая за скот (31:41). Как только родился первенец Рахели, Йосеф, Яаков решил возвращаться домой (30:25). Из его разговора с Лаваном (гл.30), видно, что Йосеф родился на исходе 14-го года пребывания Яакова в доме тестя. Вычислим, сколько было лет Яакову, когда появился Йосеф. Так мы узнаем, в каком возрасте пришел Яаков к Лавану.

Яакову было ровно 130 лет, когда он вместе с семьей спустился к Йосефу в Египет (47:9). Сколько лет тогда было Йосефу? Египтом он стал править в 30-летнем возрасте (41:46). Прибавим к ним 7 лет урожая и 2 года голода. Получается, что Йосефу было 39 лет, когда он встретил пришедшего к нему отца. Вычитаем 39 из 130, получаем, что в момент рождения Йосефа его отцу исполнился 91 год. К Лавану же он пришел за 14 лет до этого, т.е. в возрасте 77 лет. Это второй факт. (Все расчеты взяты из комментария Раши на приведенный в начале стих Торы.)

Итог: Яаков покинул Ицхака в 63 года, а пришел к Лавану в 77. Что он делал 14 лет? Мидраш отвечает — учился. Обратите, внимание, не Мидраш сообщает нам, что он 14 лет провел у Эвера в ешиве, а сама Тора. Мидраш только поясняет, чем он занимался все это время.

Итак, из простой фразы, что Эсав взял в жены сестру Невайота, мы извлекаем важные сведения. Яаков 14 лет учился!

А теперь самое время вспомнить, что Тора, рассказывая о наших праотцах, показывает, как следует поступать нам. Еврей перед вступлением в брак должен уделить серьезное время занятиям Торой. Имея семью, придется заниматься насущными вопросами — и тогда будет трудно выкроить час-два в день для постоянного урока по Торе. Об этом знают все отцы, отдавая сыновей — до женитьбы! — в серьезные ешивы или посылая их учиться в Израиль. Так надо поступать и нам.


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.