Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Дурное начало, Лашон а-ра, Хафец Хаим, Притчи Хафец Хаима, Заслуги, Притчи
Решил я привести здесь, во Введении, свое объяснение одной фразы мудрецов наших благословенной памяти, записанной в Авот дe-рабби Натан, 27. Хочется, чтобы этой фразой мог воспользоваться каждый, кто ищет ответа своему злому началу. Вот что там говорится: Он же (рабби Йоханан бен Дгаваи. — Прим. пер.) говаривал: «Не отдаляйся от меры, которой нет конца, и от работы, которой нет завершения». То, что в Авот де-рабби Натан названо «мерой», имеет прямое отношение к нашей теме. Известно, что злое начало всегда убеждает человека не прилагать никаких усилий, чтобы уберечься от злоязычия, и не стараться изучать законы запрещенного злоязычия во всех подробностях. Вот как оно соблазняет его: Ну и чего же ты сможешь достичь, если станешь изучать эту тему и серьезно заниматься ею? Сможешь ли овладеть ею до конца и действительно спастись от злоязычия на все свои оставшиеся дни? Самое большее — ты сможешь продержаться день или два! И даже за этот ничтожный срок сможешь ли ты избежать всего, чего необходимо избегать? Ты ведь живешь в обществе, у тебя множество дел, тебе приходится общаться ежедневно с сотнями людей! Лучше тебе вообще не начинать работать над этим душевным качеством, ибо это — «мера, которой нет конца» ни по времени, ни по изучаемому объему. Тебе ведь необходимо будет изучить ее применение во все эпохи и во все моменты жизни человека в этом мире, в каждом типе отношений, в которые вступает человек с ближним своим! Именно на это возражает мудрец Мишны, рабби Йоханан бен Дгаваи, и кратко разъясняет, что на самом деле все не так и не следует человеку отдаляться от меры, которой нет конца.
Разъясним эти слова более подробно, с помощью Б-га благословенного. На обманные слова злого начала о том, что отказ от злоязычия не продлится больше одного-двух дней, следует отвечать: Да хотя бы и так! Что же, из-за этого должен я оставить это? Все ведь знают, что если кто-нибудь, даже большой богач, а тем более бедняк, придет на берег моря и увидит, что волны вынесли на берег жемчуг и драгоценности, откажется ли он собрать их из-за того, что их хватит лишь на несколько часов сбора, самое большее на день? Такие расчеты годятся для вещей малоценных и совершенно не важных, но не для бесценных алмазов: ведь каждая секунда, потраченная на сбор этих алмазов, стоит ста дней, ушедших на что-нибудь другое! Совершенно то же самое и у нас. Всем известно, что говорит Гаон из Вильно, ссылаясь на Мидраш: всякий раз, когда человек сумел уберечься от злоязычия, он заслуживает такого скрытого света, какого не может представить себе ни ангел, ни человек. Смотрите: Мидраш не говорит «месяц», «неделя» или даже «день»! И в этом смысл выражения Писания: «Если будешь стремиться к ней, как к серебру…»: человек должен стремиться к вечной награде так же, как стремится к деньгам, и поступать так же, как нашедший сокровище. Это и имел в виду мудрец Мишны: «Не отдаляйся от меры, которой нет конца» — пусть человек считает своей заслугой и важным приобретением любое достижение. И все это остается в силе, даже если согласиться со словами злого начала о том, что твердое решение избежать злоязычия, принятое человеком, сохранится лишь на несколько дней.
Если же мы еще углубимся в вопрос, увидим, что и сама мысль, нашептываемая злым началом, лжива. Много раз доказано на практике, что если человек захочет работать над своими душевными качествами, будет ему это чем привычнее, тем легче. Пока привычка избегать злоязычия не выработалась, будет он увлекаться, говоря, по прежнему своему обыкновению, все, что взбредет на ум. Но со временем внимание к языку перестанет требовать таких усилий, так как, лишь начав произносить что-то неподобающее, он сразу почувствует это. Так что, проявив лишь малую толику осторожности, он избежит запрещенных разговоров — ведь привычка больше не будет вынуждать его к этому!
Шмират гa-Лашон, введение
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.