Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Хафец Хаим, Притчи Хафец Хаима, Власть, Притчи
Говорит пророк (Йешайягу 40): «Голос говорит: Провозгласи! И сказал я: Что возглашу я? Вся плоть — трава (…). Высохнет трава, завянет цветок, а слово Б-га будет стоять вечно». Это означает, что слова Б-га, записанные в Его Торе, не будут упразднены или изменены из-за тех, кто по глупости отбрасывает их: разве они достойны хоть малейшего внимания (в сравнении со словами Б-га, живыми и сущими)? Век человека задан наперед, и смертные растут, как трава полевая, цветут положенное им время, а после высыхают, и нет их больше; и из-за глупости таких созданий, конечно, не будут изменены, Б-же упаси, вечносущие слова Б-га. Подумай хотя бы о чудесах Пурима или Хануки: со времени их прошло гораздо больше двух тысячелетий, а был ли хоть один год, когда заповедь празднования их не была бы выполнена Общиной Израиля? А ведь это — всего лишь заповедь, установленная мудрецами Талмуда! Те же глупцы, которые пренебрегают ею, будут призваны за это к ответу.
Напоминает это один случай. Однажды в царствование некоего императора несколько неразумных людей собрались на заднем дворе и так решили промеж себя: «Зачем нам терпеть иго царя? Давайте сделаемся свободными и никому не принадлежащими!» Был среди них один умный человек, и он сказал: «Ну и дураки же вы! Да разве из-за того, что вы так решили, вы действительно станете свободными? У царя — тысячи тысяч богатырей, и любой из них может стереть с лица земли весь ваш город. Так что оставьте ваши злонамеренные рассуждения, служите царю, и будет вам благо».
Так же и здесь. Б-г, Царь всех царей, властвует над всеми мирами, и есть у Него тысячи и десятки тысяч ангелов, во всякий миг предстоящих перед Престолом Его, как говорит Писание (Даниэль 7:10): «Тысячи служат Ему, и десятки тысяч предстоят перед Ним». И всем известно, что есть ангелы ростом в несколько тысяч верст, а Сандалфон ростом своим на 500 лет пути выше остальных (один же год пути — это больше двенадцати тысяч верст, если считать по сорок верст в день) (имеется в виду расстояние в духовных мирах. — Прим. пер.). И все они дрожат и трепещут перед Ним, и каждый день все одновременно провозглашают святость Имени Его. (Так говорит Раши, объясняя стих: «И обратились один к другому…» из пророка Йешайягу. И именно поэтому мы каждый день произносим молитву «Кдуша» все вместе. А в книге Тана дбей ЭлияГу сказано, что 496 тысяч раз по десять тысяч ангелов произносят: «Свят…», и столько же — «Благословенно…».) А когда Санхерив осаждал Иерусалим, Святой, благословен Он, послал одного ангела, и тот за мгновение перебил всех в его лагере — а тот лагерь был огромен, насчитывал 185 тысяч человек, из которых самый низший командовал двумя тысячами воинов, как рассказали мудрецы Талмуда. Но если так, то как же сможет человек подумать, что повеления Б-га благословенного, Царя всех миров, можно не исполнять лишь потому, что несколько глупцов, которым не жаль самих себя, решились нарушить слово Б-га? Они ведь ничем не отличаются от тех неразумных, о которых тут говорилось!
Нужно же человеку знать и все время вспоминать сказанное в Писании, у пророка Малахи, 3: «Ибо вот, приходит день, пылающий как печь, и будут все злонамеренные и все творящие злодейство как солома, и спалит их приходящий день (…). И воссияет вам, боящиеся Имени Моего, солнце справедливости».
Тифэрет Адам, 8
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.