Из цикла «На тему недельной главы», темы: Недельная глава, Лех Леха, Авраам, Психология, Еврейские качества, Лев Кацин
«Уверенный в себе бизнесмен с улыбкой вошёл в лабораторию, — писал психолог Стэнли Милгрэм (1933—1984) из Йельского университета. — Через 20 минут он был доведен до нервного срыва: дрожал, заикался, дергал мочку уха, заламывал руки. Один раз он ударил себя кулаком по лбу и пробормотал: “О Б-же, давайте прекратим это”. И, тем не менее, он продолжал реагировать на каждое слово экспериментатора и безоговорочно ему повиновался». Результаты «эксперимента Милгрэма», описанные автором в научной статье «Подчинение: исследование поведения» в 1963 году, потрясли психологов и продолжают широко обсуждаться по сегодняшний день.
Идея проведения этого исследования пришла к Милгрэму в 1961 году, когда организатор геноцида евреев Адольф Эйхман предстал в Израиле перед судом и утверждал, что просто «выполнял приказы, полагаясь на мудрость фюрера». Тогда американский психолог решил выяснить, как далеко может зайти обычный человек в своем повиновении власти.
Милгрэм предложил добровольцам участвовать в эксперименте, который якобы должен был продемонстрировать, как наказание влияет на успехи в обучении, в частности на память. Один участник становился Учеником, который должен был выучить некие слова, другой — Учителем, проверяющим знания. За ошибочный ответ Учитель наносил Ученику удар током, причем с каждой новой ошибкой напряжение тока повышалось. На самом деле никаких разрядов не было, а Ученика играл актер, который прятался за ширмой.
Несмотря на его требования остановить эксперимент, крики и даже потерю сознания, Учитель продолжал удары током, потому, что сидящий рядом экспериментатор успокаивал: «Все в порядке, опасности нет, я беру на себя ответственность». В итоге до 66 % (!) Учителей поднимали напряжение до максимального значения — 450 вольт, несмотря на страдания и протесты Ученика. Авторитета профессора хватало для того, чтобы обычные люди, вовсе не склонные к садизму, пытали незнакомого человека. Эксперимент Милгрэма сразу обрел статус классического, но вскоре был запрещен. Осознав, что они способны пытать людей, Учителя испытывали моральные страдания и могли впасть в депрессию: ведь каждый из них мог стать Эйхманом. По мнению Милгрэма, это исследование доказало готовность нормальных людей творить зло, следуя указаниям авторитетов.
Те, кто изъявили желание принять участие в эксперименте, были самыми обычными людьми, и, как сказал Милгрэм, «они — это мы с вами».
Результаты эксперимента не должны были удивить тех, кто помнил о безропотном подчинении немцев Гитлеру или о массовом психозе в годы культа личности Сталина, который охватил советских людей. В чем причина этого феномена? Во врожденной человеческой податливости, в детском послушании, которое может обернуться послушанием рабов?
Евреи всегда знали о свойстве человека уподобляться толпе и подчиняться приказам.
Тора рассказывает нам о том, что во времена поколения Потопа лишь Ной сумел не поддаться влиянию окружения, а во времена строителей Вавилонской башни только Авраам смог уйти от зла. Тора называет Авраама евреем — «иври» — «перешедшим» на другую сторону реки, ушедшим от людей своего поколения.
Не случайно Авраам передал своим потомкам удивительное качество — не идти за толпой, оставаясь меньшинством в большинстве, и не подчиняться приказам бездумно.
Направляясь в страну Ханаанскую, Авраам вышел из города Ур (Берешит, 11:28). Раши рассказывает, что отец Авраама Терах донес царю Нимроду на своего сына Авраама, который не поклоняется идолам. Тогда Нимрод предъявил Аврааму ультиматум: отказаться от веры в единого Б-га или быть брошенным в огонь. Авраам не подчинился Нимроду и был брошен в горнило, но вышел живым из огня! На это указывает название места — Ур — огонь, объясняет Раши.
Мы, потомки Авраама, которых сама Тора называет народом жестоковыйным! С великой преданностью, великим упорством и упрямством мы пронесли Тору, несмотря на тысячелетия преследований, костры инквизиций и огонь войны. Евреи всегда были диссидентами, бесстрашно бросавшими вызов «империям зла».
Величие Авраама было в том, что, преодолевая испытания, он также умел подчиняться Всевышнему. Потому и его потомки проявляли великую готовность слушаться мудрецов Торы…
Зачастую нам кажется, что упрямство является отрицательной чертой человека, а послушание достойно похвалы. В действительности же любая черта характера должна быть правильно использована. В одних ситуациях человек должен проявлять упрямство, которое оказывается целеустремленностью и преданностью, а в других — демонстрировать готовность мудро прислушиваться к советам и указаниям других…
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.