Из цикла «О нашем, еврейском», темы: Речь, Недельная глава, Ноах, Тума, Реувен Пятигорский, Животные
Всевышний приказал Ноаху (в русской транскрипции — Ною) ввести в ковчег животных (Берешит 6:3): «От каждого чистого животного возьми по семь… а от животного, которое нечистое… по двое, самца и самку».
Здесь говорится о чистоте не физической, а условной, которая после получения евреями Торы на Синае — много позже Ноаха — была связана с ограничениями на еду: чистых животных ешьте, а нечистых не ешьте.
Такая чистота на иврите называется теора. Соответственно нечистота, своего рода условная грязь, — на иврите тума.
Любопытно, что приведенный стих не использует термин «грязное животное», он говорит — «нечистое», используя негативную форму от слова чистый. Почему? Отвечает Талмуд (Псахим 3): «Человек должен стараться не использовать в речи недостойных слов. Ведь даже Тора написала лишние буквы, лишь бы не приводить недостойных слов: …возьми от животного, которое нечистое».
Зная, что в Писании нет ни одной лишней буквы, видим, насколько важно Торе научить нас приведенному правилу о ведении достойной речи, когда не следует без особой необходимости говорить ничего, что даже намеком указывает на низкие вещи. Короче говоря, даже слово «грязь» Тора постарается заменить на «нечистоту». Такое объяснение приводит Талмуд. (Филологи называют подобную замену эвфемизмом.) Но вот что отметили комментаторы на Талмуд. В Торе достаточно мест, в которых она запросто использует слово тума, «грязь» (опять-таки не в физическом смысле, а скорее в ритуальном), не заменяя его на более приятное для слуха «не-чистота». А раз так, то откуда мы знаем, что в нашем случае, когда она пишет про животных в ковчеге, делая подмену слов, — она тем самым учит нас важному правилу о соблюдении чистоты речи? Ответ прост. Когда Тора хочет предостеречь нас от употребления в пищу того, что запрещено (свиньи, насекомые, моллюски и пр.), она не стесняясь пишет — тума, «грязь». Чтобы не было разночтений. Чтобы ее предостережение было понято без ошибок! Так в главе, где разговор ведется о пищевых запретах. Но не так в главе про Ноаха и его ковчег.
Ноаху сказано, что сейчас землю затопит вода и, чтобы спасти фауну от уничтожения, ему надо взять с собой представителей каждого вида. Приказ касается не запретов и разрешений. Если заменить выражение «грязное животное», тмеа, на выражение «нечистое животное», ло-теора, то смысл фразы, сказанной Ноаху, не изменится. Он и так поймет, что делать.
Поэтому Тора использует этот рассказ — заодно — также и для того, чтобы научить нас важному правилу о внимательном отношении к каждому произносимому нами слову. Нельзя говорить не только вещи запрещенные: ложь, сплетни, наговоры, ругань, проклятия, слова, порочащие честь других людей, — но и фразы так называемой «низкой стилистики».
Чтобы быть правильно понятыми, дадим примеры нескольких терминов, употреблять которые следует только при крайней необходимости, но не просто так, от нечего делать; вот они: мерзость, никчемность и т.д.
Сама Тора их употребляет только тогда, когда без них нельзя обойтись.
И уж ни в коем случае нельзя позволять своим устам произносить их для ругани.
На той же странице Талмуда, где говорится о нашем стихе про Ноаха, приведены две фразы учеников великого Илеля. Один сказал: «Виноград собирают в чистоте (теора), маслины можно собирать в состоянии загрязненности (тума)». Другой сказал: «Виноград собирают в чистоте (теора), маслины можно собирать в нечистоте (ло-теора)». Оба сказали одно и то же. Вся разница — в единственном слове. Второй ученик заменил понятие, имеющее отрицательный оттенок, на отрицательную форму слова с положительным оттенком. Про этого ученика Илель сказал: из него выйдет великий учитель. Так и произошло.
Речь человека свидетельствует о нем не меньше, чем дела. Мы не говорим о правдивости слов, мы говорим о красоте языка. Достаточно послушать, какие слова и выражения употребляет ваш собеседник, чтобы иметь о нем четкое представление. У некоторых народов считается, что «ругань на воротах не виснет». Евреи заявляют: виснет! Еще как виснет. Свидетельствуя о том, что здесь, за этими воротами живет человек с нечистой речью. А значит, и сам человек — НЕ ЧИСТ в духовном смысле этого слова. Встречаем мы иногда интеллигентов, позволяющих себе слова и выражения, заимствованные из простонародной речи неграмотного люда стран исхода. Встречаем и израильтян, бравирующих знанием «ненормативной лексики» арабского происхождения. Они не ругаются — они просто разговаривают. Тора, безусловно, осуждает такую практику ведения разговора. За каждым словом скрыт смысл. Нельзя оскорблять в себе Б-жественный образ, внесенный в нас Создателем. Важно помнить, что достойные люди стараются не произносить без острой нужды недостойных слов.
Рав Моше Лебель
Законы зажигания субботних свечей
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Законы, связанные с работой зажигания и тушения огня.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Бенцион Зильбер
Где, когда и почему зажигать ханукальные свечи?
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением шаббата зажигают свечи.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Приготовление еды в Йом-Тов
Рав Лейб Гельфанд
Почему женщина наказывается смертью за нарушение трех вышеупомянутых заповедей именно «при родах»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Уриэль Зильбигер
Раби Иоси бар-Иеуда говорит: два ангела-служителя сопровождают человека, когда в пятницу вечером он возвращается из синагоги домой: один — доброжелатель, другой — осуждающий
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тора предписывает жить в суке семь дней точно так же, как все остальное время человек живет в своем доме.