Из цикла «О нашем, еврейском», темы: Деньги, Тора и бизнес, Реувен Пятигорский
Впервые мы предпринимаем попытку показать нашим читателям, КАК работает Тора, каковы ее практические положения, касающиеся нашей повседневной жизни, чтобы не считали те, кто только сейчас начал учить Тору, будто она — застывшее и устаревшее учение, полное назидательных историй о наших праотцах и ряда чисто ритуальных постановлений, далеких от злобы сегоднящнего дня. Тора — учение, современное во все времена. Раввинский суд, принимающий решение по законам Торы, занимается самыми насущными нашими проблемами… Приоткроем только маленький кусочек необъятной законодательной сферы Торы, взяв такой обычный в нашей ситуации пример как права и обязанности квартирохозяина и квартиросъемщика. Отрывок взят из иерусалимского еженедельника «Тодаа», рубрику алахи в котором ведет рав Цви Шпиц. Предупреждаем, это только ПРИМЕР, а не повод для судебных разбирательств (хотя бы потому, что не каждый суд, в который вы обратитесь, судит по законам Торы).
Вопрос
1) Через неделю после въезда съемщика в квартиру обнаруживается поломка в канализационной трубе — она забита накопившейся грязью, так что требуется срочный вызов сантехника. Техник прочищает трубу, а заодно заменяет кусок трубы, обнаружив в ней трещины.
2) В другом случае домовой комитет (ваад абайт) решает укрепить крышу дома. Съемщик квартиры живет на последнем этаже. Комитет приглашает его принять участие в расходах, тем более что именно он острее всех нуждается в ремонте.
В первом случае съемщик утверждает, что грязь, забившая трубу, не имеет к нему никакого отношения, поскольку он только что въехал в квартиру. Поэтому платить за ремонт должен хозяин. То же самое в истории с крышей: она — часть дома, которым на паях владеют хозяева всех квартир и его хозяин в частности. Поэтому пусть обращаются к хозяину его квартиры.
Хозяин квартиры утверждает, что ремонт канализации нужен только съемщику квартиры, поэтому платить должен он. Ведь знал же съемщик, въезжая в квартиру, что такие поломки иногда случаются. Когда в свое время он оставит квартиру, его грязь тоже накопится в трубе, и уже кто-то другой будет вынужден вызывать техника за свой счет. То же самое с крышей: она укрепляется на случай дождей и против солнечного перегрева только на тот период, на который съемщик арендовал квартиру. Ремонт делают специально для него — и пусть он принимает участие в его расходах.
Кто из них прав?
Ответ
1) Любой вклад денег, предназначенный для расходов по уходу за съемной квартирой (по сохранению или амортизации) или за частью квартиры, а также за общим владением (например, всем зданием), которое принадлежит на паях всем владельцам квартир, — лежит на владельце квартиры, а не на том, кто ее арендует. Здесь разговор идет о тех расходах, которые появляются даже если в данной квартире никто не живет (кроме городского налога, арноны). Но все расходы, возникшие в процессе съема квартиры — именно из-за того что в квартире кто-то живет (в данном случае съемщик), — лежат исключительно на съемщике.
2) В силу сказанного, хозяин квартиры платит за ремонт крыши (асфальт, известка, перила, бак для воды с системой нагревания), ремонт дверей, всех видов ставней, канализации, водопровода, электричества (кроме лампочек и личных люстр), газа, отопления, за одноразовую покупку деревьев в общем саду при доме и почтовых ящиков, а также починку забора.
Съемщик платит за текущий ремонт забитой канализации (кроме прочистки тех пробок, которые оставлены в трубах строительными рабочими), за покупку лампочек в общем подъезде, расходы по присмотру за посадками в общем саду, по уборке дома. На нем лежат также городские налоги и все расходы по устранению разного рода поломок, совершенных членами его семьи.
4) В случаях, приведенных в начале статьи, расходы распределяются так: за ремонт крыши и замененную часть канализационной трубы платит квартирохозяин. Оплата работы сантехника по вскрытию пола и устранению пробки в трубе целиком лежит на квартиросъемщике.
5) Все указанное имеет силу, если в договоре о съеме квартиры нет никаких специальных указаний на этот счет.
6) Если в договоре указан пункт, согласно которому съемщик обязуется оставить квартиру в том виде, в каком она была при его въезде, то это не значит, что он должен устраивать капитальный ремонт. Он может оставить квартиру в том виде, в каком бы она была, если бы в ней жила обычная семья с таким же, как у него, числом душ. Но если квартира испачкана и поломана больше обычного, то он должен понести все добавочные расходы.
Таков закон Торы.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»