Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Душа, Хафец Хаим, Притчи Хафец Хаима, Притчи, Материальность
Если праведный сердцем человек окажется в этих странах (имеется в виду Америка начала XX века. — Прим. пер.), не сможет он спокойно смотреть на то, как попирается там закон Торы. Станет он проклинать день своего прихода в мир, из-за которого вынужден видеть все своими глазами; надеяться же станет лишь на то, что поможет ему Б-г бежать оттуда. А уж если у него есть дети, которых он должен воспитывать, — Б-же упаси его привезти их туда, где они смешаются с идолопоклонниками. Но пройдет время, и посмотрит он на все это уже совсем по-другому: не только сам не будет стараться оставить это место, но и детей своих привезет туда. Что же случилось? Может быть, заповеди Торы потеряли свою ценность? Они же существуют вечно и бесконечно, ни в чем не меняясь и ничего не теряя. Нет, дело в том, что ниже стал духовный уровень этого человека, привыкшего к обычаям той страны. Не Тора, а его душа потеряла ценность!
Для того чтобы понять это, обратимся к притче. Однажды царская дочь была захвачена врагами; и случилось так, что она была отдана в жены крестьянину. (Мудрецы Талмуда сравнивают душу человека с дочерью царя, когда, обсуждая стих из Писания «…также не наполнится душа…», говорят: «Это можно сравнить с простым селянином, который женился на царской дочери».) Она, конечно, приучена была жить в царском дворце, в просторных, залитых светом залах, носить великолепные платья и есть самые вкусные и полезные кушанья. Когда же она оказалась на пороге смрадного, тесного крестьянского дома, то не могла заставить себя даже шагу ступить внутрь! Что уж говорить о деревенском платье, которое она должна была надеть, или о грубой еде, ужасно вредной для ее нежного благородного тела! И казалось ей, что лучше умереть, чем так жить: давиться едой мужа, жить в его доме и покрываться его одеждой. Но дайте срок, и она привыкнет ко всему этому, забыв свое богатство и высокое положение. Она будет довольна своей жизнью в крестьянском доме, станет одеваться в домотканое платье и есть грубую пищу и не будет ни привычками, ни поведением отличаться от остальных деревенских девушек, как будто такой и родилась.
То же самое происходит с душой человека. Когда человек исполняет заповедь или изучает Тору, видно, как в душу его снисходит счастье и довольство. Если же он совершает преступление, то, хотя в эту минуту он поддается искушению злого начала, пройдет время, и он опечалится, по слову мудрецов Талмуда: «Злодеи полны раскаяния!» Причина здесь в том, что основа души каждого человека — в Б-ге, на самых высших небесах, во дворце Царя. Там нет иного наслаждения и иной радости, кроме мудрости Торы и великого света, скрытого в каждой заповеди. И ужасающие разрушения, причиняемые каждым грехом, там видны сразу: ведь совершаемым преступлением человек причиняет уродство своей душе, превращаясь в безрукого, безногого или слепого (ведь если человек воспользовался глазами для отрицательной цели, он не может более прозревать будущее в свете Б-жествен-ного присутствия), или лишая свою душу какого-либо иного органа, как всем известно. А значит, если человек выполняет заповедь, то его душа в своей высшей основе радуется и наслаждается, а значит, счастлива и здешняя душа (она ведь — — лишь часть, отросток Верхней души), даже если сама об этом не знает. И наоборот: если человек совершает преступление, основа его души испытывает невероятные страдания, ибо там, в вышнем мире, она видит, какой страшный ущерб ей нанесен; а потому и в нижнем мире душа страдает.
И поэтому если человек оказывается в стране, где закон оставлен, а заповеди Торы нарушаются публично — если в той стране, например, бреют бороды или нарушают другие запреты, — он задрожит и вострепещет, как если бы увидел жестоких палачей, на его глазах отрезающих человеку руки и ноги. И во много раз сильнее затрясется он, если при нем совершаются смертные грехи, такие, как осквернение субботы, из-за которых душа полностью отсекается от источника жизни. Видящий это должен потерять голову от страха: ведь если бы на его глазах разбойники убивали всех встречных, был бы он совершенно перепуган! Но проходят дни, и постепенно привыкнет он к этим зрелищам, а привыкнув, начнет и сам поступать так же. Тогда лишится он чувства внутренней святости и окончательно забудет, насколько ранит его душу все это; тогда и детей своих постарается он привезти сюда.
(Все сказанное содержится во фразе мудрецов Талмуда: «Когда человек совершил преступление и повторил его, оно становится для него разрешенным».)
Но каждому человеку дарована свобода выбора, и всякий, кто боится и трепещет слова Б-жия, найдет опору в Б-ге, вернется в свою страну и станет воспитывать сыновей, преподавая им Тору и обучая трепетать перед небесами. Тогда будет ему благо и в этом мире, и в будущем, и не оставит Б-г праведников своих, хранящих завет Его и исполняющих волю Его! (Нидхей Исраэль, эпилог)
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»