Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
И почти все, о чем здесь сказано, Раши по своему прекрасному обычаю выразил в нескольких словах

Человек никогда не решится преступить волю Б-га благословенного, если задумается об ожидающем его Суде, пока он еще жив. Но сделать это трудно: ведь злое начало гонит от человека все мысли о том, что, как только он окажется перед Престолом Славы Его, благословенного, предстоит ему держать ответ за все. И мало того — оно еще и заставляет забыть все дары, которые получает человек от Вс-вышнего каждый день. А ведь они неисчислимы: Б-г сотворил человека, Б-г дал ему тело, вырастил его, Б-г дает пропитание и все необходимое каждый день, всю его жизнь! Об этом говорит Писание в разделе «Аазину…»: «Испортили, но не Ему; дети Его — это их ущерб (это значит, что, когда человек грешит, нарушая волю Б-га, он наносит ущерб лишь самому себе; Ему же, Святому, благословен Он, никакого ущерба нанести невозможно; таково объяснение Раши). Б-гу ли воздадите так, народ подлый и не мудрый? Он ведь — Отец твой, Создатель твой, Он сделал тебя и крепко установил тебя».

Автор Кнаф га-Раананим рассказывает историю о том, как один человек шел по дороге и нашел на куче мусора ребенка, умирающего от голода и жажды. Сжалился он над ним, взял к себе в дом, и тот жил у него, пока не вырос. Тогда этот добрый человек отдал ему руку своей дочери, да еще и пообещал дать за ней в приданое тысячу золотых, которые будут вручены на хранение верному человеку за месяц до свадьбы. А пока что он накупил ему великолепных украшений, одарив так, как родной отец не одарил бы сына. Были среди этих украшений и хорошие часы. А так как жених был человеком очень гордым, часы ему не понравились, и так сказал он своему приемному отцу: «Что за часы ты мне купил? Не такой я простой человек, чтобы носить их; мне подобают часы за четыре золотых!» Ответил ему приемный отец: «Нет, сынок, для приданого пока что хватит и таких часов. Если Б-г мне поможет, то со временем я куплю тебе другие, получше; пока же, поверь, это мне не по средствам». Юноша же, из-за непомерной своей гордыни, стал оскорблять своего благодетеля, который его вырастил и который так его любит, и стал бесчестить его прилюдно. Но все собравшиеся в один голос сказали ему: «Как ты обращаешься с человеком, который взял тебя к себе в дом и от которого не видел ты ничего, кроме любви? Да ты просто негодяй и большой дурак! Какими благодеяниями осыпал он тебя с самого твоего рождения: растил тебя, дал воспитание, — только негодяй мог так отплатить ему! Даже если бы он не подарил тебе никаких часов — и то ты должен был бы смиренно благодарить его за все то добро, что видел от него. Во всяком случае, никак не следовало тебе, Б-же упаси, позорить его. И кроме того, ты человек совершенно не умный: почему ты не подождал, пока приданое окажется у тебя в руках? Ведь пока что твой приемный отец не вручил его на хранение, так что не видать тебе от него ни копейки за такую твою наглость».

То же самое, да еще и в тысячу раз больше, происходит и у нас. Святой, благословен Он, одаривает человека с той самой минуты, когда создает его в чреве матери: «Он делает его и крепко устанавливает его», соединяя все его 248 органов и 365 жил; Он дает ему пропитание и все необходимое, пока тот не вырастет. Даже если бы человек прожил тысячу лет, воспевая и прославляя Б-га каждый день, даже и тогда не успел бы он отблагодарить Его за всего лишь один день жизни. Ведь дело не только в том, сколько добра Он творит для нас каждую секунду; наша благодарность безмерно увеличится, если мы задумаемся о величии Б-га. Ведь Он, благословенный, возвышен бесконечно в сравнении с такими малоценными созданиями, как мы, которые пред Ним — как ничто; и несмотря на это, Он дал нам свою Тору, величайшее из всех сокровищ, и постоянно говорит с нами с ее помощью, как отец со своим единственным сыном. И какой же неописуемо огромной станет наша признательность, если мы вспомним, что Он раскрыл нам все величие Своей любви к нам, ибо сказано в Писании: «Возлюбил Я вас, — сказал Б-г», и что Он просит нас выбрать жизнь, чтобы заслужить вечную близость к Нему, — а тогда Он изольет на нас еще большие дары, которым нет конца. Бывают ли речи слаще?

Но если так, то не подлецом ли выказывает себя человек, когда грешит, не вспоминая обо всем, чем обязан Святому, благословен Он, с самого своего появления на свет? Да и мудрым его никак не назовешь. Будь в нем хоть капля мудрости, непременно подумал бы он: «Пусть даже злое начало постоянно отвлекает меня от мыслей о тех благодеяниях, которые творит ради меня в этом мире Святой, благословен Он, — кроме этого мира есть же еще много других! Я ведь пока что лишь в прихожей! (Совсем как в притче о приданом. — Прим. сост.) Мне ведь придется подняться в вышний мир, во Дворец Б-га, и ждать, удостоит ли меня Святой, благословен Он, войти в рай и получить немного из того огромного сокровища, что скрыл Он для боящихся Его, а затем воскреснуть из мертвых? А ведь для этого требуется гораздо большее милосердие Б-га, чем для каждодневного пропитания в этом мире. Не об этом ли говорим мы трижды в день в молитве: “Дающий пропитание человеку милостью, воскрешающий мертвых милосердием великим”?! А чего же мне ждать, если я отдалюсь, Б-же упаси, от Святого, благословен Он, в этом мире, — не отдалится ли Он от меня там, в мире Воздаяния? Но кто же смилуется надо мной, кроме Него?»

Вот что имеет в виду Писание, говоря: «Б-гу ли воздадите так, народ подлый», то есть неспособный помнить о благодеяниях Б-жьих, как продолжает стих: «Он сделал тебя и крепко установил тебя». Но народ этот также и «не мудрый», поскольку не умеет постичь будущее. Как же иначе мог он не подумать о том, что будут ему дарованы дни Машиаха и будущий мир? Тогда придется ему надеяться лишь на Б-га благословенного, ибо «кроме Него, нет спасающего». И если человек грешит в этом мире и убеждает себя, что скрылся от лица Святого, благословен Он, и не думает о Нем, — разве не покроет позор лицо его в Будущем мире, когда придется душе его, стоящей возле Престола Славы Его, умолять Б-га благословенного о воскресении из мертвых и всем остальном? (Так чувствовал себя рабби Йоханан бен Заккай, когда Веспасиан сказал ему: «Если ты считаешь меня императором, почему же до сих пор не приходил ко мне?» И как бы не вышло так, что Святой, благословен Он, тоже скажет душе: «До сих пор, в мире Действия, ты совершенно не думала ни о почитании Меня, ни об уважении к Моей Торе; теперь же, когда ты нуждаешься, ты прибегаешь ко Мне?!»)

И почти все, о чем здесь сказано, Раши по своему прекрасному обычаю выразил в нескольких словах.(Нидхей Исраэлъ, 2)


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»