Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Совершенный праведник, которого дурное влечение заставило съесть кусочек нутряного жира размером с маслину, не «отсекается» полностью и не теряет свой удел в будущем мире (хотя за такой проступок по закону Торы следует «карет»)

63) Тот карет, при котором, как мы сказали (п.60), истребляется душа грешника, не касается всех, приговоренных к карету. Ведь совершенный праведник, которого дурное влечение заставило съесть кусочек нутряного жира размером с маслину, не «отсекается» полностью и не теряет свой удел в будущем мире (хотя за такой проступок по закону Торы следует карет). И любой человек, совершивший один из грехов, наказуемых каретом, не теряет полностью своего удела в Ган Эдене и будущем мире. Ведь, когда наши мудрецы перечисляли в мишне (Санхедрин 90а): «И вот те, у кого нет удела в будущем мире», они перечислили только тех, кто отвергает основные принципы Торы (и теперь остается выяснить, в чем же заключается карет, если и после «отсечения» душа все же сохраняет свой удел в Ган Эдене и будущем мире).

Объяснение заключается в том, что карет, о котором говорит Тора, — это двоякое наказание и тела, и души. У того, чьи заслуги превышают его грехи, но среди грехов есть наказуемые каретом, карет поражает тело, и человек умирает в середине своих дней, как сказано в главе Машкин (Моэд катан 28а): «Умер пятидесятилетним — это смерть, вызванная каретом» (и разъясняется там же, в Гемаре, что имеется в виду смерть в возрасте от 50 до 60 лет). И сказано в Сифри (Хукат 125): «Почему выше это наказание названо “смертью”, а здесь — “каретом”? Чтобы научить тебя, что карет — это смерть, смерть — это карет» («Выше», в книге Ваикра 15:31, написано: «Берегите сыновей Израиля от их нечистоты, чтобы они не умерли из-за своей нечистоты, оскверняя Мою обитель, которая среди них». «А здесь», в Бемидбар 19:13, по поводу того же греха — осквернения Мишкана — говорится: «Каждый, прикоснувшийся к мертвецу… и не очистившийся, обитель Ашема он оскверняет, и отсечется эта душа из среды народа Израиля…» Т.е. «отсечение души», карет — это смерть). И на это намекается в нескольких случаях, когда о карете говорится (Ваикра 17:9): «И отсечется сей муж от своего народа» (Т.е. «отсечется» только «муж» — тело, а не душа). И когда умирает тот, чье тело было «отсечено», его душа не спускается в Геином, ибо у него преобладали заслуги, но он удостаивается соответствующего удела в Ган Эдене.

64) Если у человека грехов больше, чем заслуг, и среди грехов есть наказуемые каретом, тогда карет поражает душу грешника, после того, как она отделяется от его тела, и она «отсекается» от жизни в Ган Эдене. И это упомянутые нечестивцы (пп.4 и 7), у которых преобладают грехи, и в том числе, грех намеренного невыполнения предписывающих заповедей. Как учили наши мудрецы, благословенна память о них (Рош ашана 17а), «они спускаются в Геином и наказываются там в течение двенадцати месяцев», а «по истечение двенадцати месяцев их тела окончательно распадаются, души сжигаются, Геином извергает пепел, и ветер рассеивает его под стопы праведников» (ср. п.60). И на эту разновидность карета намекает стих: «…И отсечется эта душа от Меня…» (Ваикра 22:3), и написано (там же 23:30): «Истреблю Я его душу из среды его народа » (Т.е. «отсечется» и «истребится» именно душа, но не тело). Карет не поражает тела этих нечестивцев, и порой они благополучно доживают в этом мире до глубокой спокойной старости, как написано: «И есть нечестивец, долговечный в своем нечестии» (Коэлет 7:15). И об этом мы уже написали выше (п.26 и др.).

65) И есть еще наказываемые каретом, у которых тело «отсекается» от жизни этого мира, а душа «отсекается» не только от жизни в Ган Эдене, но даже от жизни будущего мира, так как она вечно карается в Геиноме. И это идолопоклонники и безбожники — например, перечисленные мудрецами в мишне (Санхедрин 90а): «И вот те, у кого нет удела в будущем мире: тот, кто утверждает, что не будет воскрешения мертвых; тот, кто говорит, что Тора не дарована с Небес; апикорос — тот, кто не почитает мудрецов Торы». И также те, что добавлены к ним в берайте, приведенной в Тосефте (Санхедрин 12:5): «И вместе с ними: тот, кто сбросил с себя “ярмо” (“ярмо” Торы и заповедей); тот, кто отверг “союз плоти” (брит мила — союз обрезания); тот, кто извращает слова Торы». И также те, о которых говорит другая берайта, приведенная там же (13:1): «еретики, и вероотступники, и доносчики, и подражающие образу жизни неевреев, и грешники, которые вводили в грех многих, и те, что “наводили ужас в стране живых” (Йехезкель 32:24, см. п.4), — все они сходят в Геином и подвергаются там карам из века в век и т.д.»

Об этих нечестивцах написано: «Отсекается, отсечена будет та душа; ее грех — на ней» (Бемидбар 15:31). И толковали наши учителя (Сифри, Шлах 112): «Отсекается» — в этом мире, «отсечена будет» — в будущем мире». И это слово таким образом удвоено в Торе только в отношении служащих чужим богам, хулителей святого и им подобных, как написано (там): «За то, что слово Ашема он презрел и Его повеление отверг, отсекается, отсечена будет та душа; ее грех на ней». И толковали в трактате Шевуот (13а): «За то, что слово Ашема он презрел» — это сбросивший «ярмо» и искажающий слова Торы, «и Его повеление отверг» — это отвергающий союз плоти». И там разъяснили, что этот удвоенный карет не относится к остальным грешникам, преступившим законы Торы, но только к названным в этом стихе. И поскольку этот стих говорит о служении чужим богам, наши мудрецы перечислили именно упомянутых выше и им подобных, так как стих подразумевает и их, и всех, отвергающих основы веры, и прочих абсолютных нечестивцев, о которых сказано в Пророках (Йешая 66:24): «Черви, снедающие их не умрут, и огонь, сжигающий их, не погаснет». Но с остальными, приговоренными к карету, не так, но как мы разъяснили.

66) Несмотря на то, что за такие тяжкие грехи «отсекается» тело в этом мире и «отсекается» душа в мире будущем, есть отрицающие основы веры, которым даруется долголетие и они наслаждаются жизнью этого мира. И ты можешь спросить: «За что же откладывается ему “отсечение” тела? Если в заслугу добрых поступков, совершенных им, то ведь нет у отрицающего основы веры вообще никаких заслуг, ибо даже добрые поступки он совершает, побуждаемый своим отрицанием, но не во имя Святого, благословен Он?»

Это нетрудно понять, ведь один из путей Милосердного — относиться с милостью к тому, кто творит добро и ведет себя порядочно в этом мире, даже если он это делает во имя других «богов», как это объясняли наши мудрецы в отношении народов мира (так вавилонскому царю Невухаднецару было отсрочено наказание за то, что во время голода он кормил евреев из своих кладовых — Бава батра 4а; Шмот раба 30:24). И то же следует из слов пророков (Ирмия гл.46—50): некоторые народы были приговорены к изгнанию за зло, причиненное Израилю, но народы, не вершившие им зла, не были приговорены к изгнанию. И так же упоминается в стихе (Дварим 23:8): «Не гнушайся египтянином, ибо ты был пришельцем в его земле» (и хотя египтяне служили идолам, им ставятся в заслугу добрые дела, которые они совершили, приняв семью Яакова с почетом в дни голода).

И тем более, мы уже намекали на тайну (пп.32,46), содержащую разрешение всех подобных проблем: ведь закон позволяет оттянуть наказание, даже для того, кто сознательно служит чужим богам.

Благословен справедливый Судья, основавший все на милосердии!


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.