Из цикла «На тему недельной главы», темы: Испытания, Награда, Недельная глава, Жертвоприношение Ицхака, Ваера, Земля Израиля, Авраам, Лев Кацин
«Эта дорога ведет к Храму?» — спрашивала старая грузинка в фильме «Покаяние», прерывая этим вопросом сцены, проливающие свет на преступления сталинского режима. «А зачем нужна дорога, которая не ведет к Храму?» — удивляется она в финале фильма, заставив зрителей задуматься о правильности пути, выбранного большевиками…
Куда ведет путь, по которому идет каждый из нас? Именно этот вопрос мы задаем себе, размышляя над тем, куда шел первый еврей Авраам.
«Сказал Всевышний Аврааму: Иди из своей земли, из места, в котором ты родился, из дома своего отца — в землю, которую Я укажу тебе» (Берешит 12:1).
Небеса души
«Человек — это маленький мир», — учили мудрецы Талмуда, потому все, что вы находите в окружающем мире, есть также и в человеке — в его душе.
«Вначале сотворил Всевышний Небо и Землю», — с этих слов Тора начинает рассказ о творении мира. Однако и в душе человека вы найдете Небо и Землю.
Возвышенное, духовное и доброе в человеке — это Небеса его души, проявление образа и подобия Творца. Низменные инстинкты и эгоизм — это Земля души, проявление того, что человек сотворен «из праха земного» (Берешит 2:7).
Потому слова Всевышнего «Иди из своей земли!» можно понимать не только как призыв к Аврааму, но и как вечное обращение к каждому из нас. Важно не только физически покинуть землю, в которой мы родились, будь то Египет или Россия, но и духовно уйти из Земли внутри нас, поднявшись до Небес своей души.
«Услышьте, небеса!» — с этих слов начал Моисей свое последнее обращение к еврейскому народу (Дварим 32:1). Но ребе из Коцка отметил, что эту фразу можно прочитать не только как обращение к небесам, но и к евреям: «Люди, услышьте Небеса!» Моисей призывал евреев прислушаться к голосу Небес и оторваться от тянущей вниз Земли.
Иди!
Почему Всевышний не указал Аврааму — куда идти, сказав лишь: «Иди… в землю, которую укажу тебе»? Потому что Всевышний призвал Авраама не только физически переместиться в пространстве, но пойти по пути обретения веры и поиска себя.
«Сразу (Всевышний) не назвал ему ту землю, чтобы он проникся любовью к ней и чтобы вознаградить его за исполнение каждого повеления в отдельности», — объясняет Раши.
Если бы Всевышний сказал Аврааму «Иди в Израиль!», то заповедь состояла бы только в том, чтобы однажды достичь Святой Земли. Исполнение же указания «Иди в землю, которую Я укажу тебе!» требовало не прийти, а идти, проявляя веру на каждом шагу этого пути.
Человек не может стоять на месте, вся его жизнь должна стать непрерывным движением вперед. Тора обращается к Аврааму с призывом «Иди!». Лишь ангелов Тора называет «стоящими»: «И поднял он (Авраам) глаза свои и, увидел: вот три мужа (ангелы) стоят» (Берешит 18:2). Ангел — проявление воли Творца, не включает в себя конфликта противоборствующих сил, отсюда его статичность. Человек же соткан из души и тела, включает в себя Небо и Землю. Преодолевая испытания, человек непрерывно движется: поднимется, падает и вновь встает. Потому мудрецы назвали человека «идущим». Десять испытаний, которым, по мнению Талмуда (Поучения отцов 5), подвергся Авраам, являлись проверкой его веры, вехами его жизненного пути. Пути, по которому вслед за ним и сегодня идут его потомки. Почему нам так важно знать, что Авраам выдержал десять испытаний, успешно преодолел все препятствия, стоящие на его пути? «Потому что мы — евреи — унаследовали силы его души, которые позволяют и нам преодолевать препятствия, стоящие на нашем пути», — объяснял Баал Шем Тов. Если Авраам смог преодолеть эти испытания, то сможем и мы!
Куда идти?
«Иди из своей земли… в землю, которую Я укажу тебе», — сказал Всевышний Аврааму и обещал благословение и богатство. В то время, когда первый еврей пришел в Израиль, Святую Землю поразила засуха и начался голод. Тогда Авраам решил покинуть Израиль и спуститься в Египет.
«Как мог Авраам нарушить волю Всевышнего, покинув землю, в которою Он указал ему идти?» — спрашивает Рамбан (1194—1270 гг.). В ставшем классическим комментарии Рамбан утверждает, что Авраам совершил ошибку и был наказан тем, что его потомки оказались в Египте. Однако Хатам Софер (1762—1839 гг.) предложил другой ответ на вопрос Рамбана. «Спустившись в Египет, Авраам не нарушил заповеди Всевышнего, — утверждает он. — Ведь мы не находим в Торе никакого упоминания о том, что Всевышний указал Аврааму землю, в которую ему следовало идти». Лишь много лет спустя, во время десятого испытания — жертвоприношения Ицхака, Всевышний указал Аврааму место, куда идти. «Возьми своего сына, своего единственного, которого ты любишь, Ицхака, и иди в землю Мориа; там вознесешь его Мне на одной из гор, которую Я тебе укажу» (Берешит 22:2).
Почему Всевышний не сказал сразу Аврааму, к какой горе идти?
«Для того, чтобы умножить его награду», — объясняет Раши, связывая это десятое испытание с первым, когда было сказано: «Иди в землю, которую укажу тебе».
Хатам Софер находит глубокую связь между направлением пути Авраама во время первого испытания: «Иди в землю, которую укажу тебе» и его путем во время десятого испытания: «Иди в землю Мориа… которую Я тебе укажу». Это не два разных места и два разных пути, а указание идти по дороге, которая ведет к Храму! Всевышний открыл Аврааму в конце его жизненного пути, куда направлял его изначально — к Храмовой горе Мориа, говоря тогда: «Иди… в землю, которую Я укажу тебе».
Во время десятого испытания, жертвоприношения Ицхака, Всевышний действительно показал Аврааму, куда идти. «Авраам поднял глаза свои и увидел то место» (Берешит 22:4). Как Авраам понял, что именно на это место указал Всевышний? Раши поясняет, приводя слова мудрецов Талмуда: «Увидел облако, как бы привязанное к горе».
Всевышний указал Аврааму идти к горе, на которой в дальнейшем будет построен Иерусалимский Храм. Это место станет источником святости для всего мира, как сказано: «Из Сиона выйдет Тора и слово Всевышнего — из Иерусалима» (Миха, 4:2). Почему место, на котором в дальнейшем будет построен Иерусалимский Храм, называется Мориа? Наши мудрецы разъясняли, что оттуда исходит учение для всего народа Израиля (Мориа — на иврите «учение»), объясняет Раши.
Всевышний указал Аврааму идти к горе, на которой будет построен Храм в Иерусалиме. Однако душа вечна — она вне времени. Потому душа ощущает будущее уже в настоящем! В свете сказанного понятно, что Всевышний указал Аврааму идти к Храму!
Но ведь все, что мы находим в окружающем мире, есть и в человеческой душе! «Всевышний сказал Аврааму: Иди к себе, к Храму своей души!», — объясняет рав Моше Вольфсон в своей книге «Эмунат Итеха». Точно так же, как Сион освещает святостью весь мир, так и в душе человека есть искорка света, которая рассеивает тьму, освещая всю его душу.
Первое благословение молитвы «Шмонэ Эсрэ» заканчивается словами: «Благословен Ты Всевышний, защитник Авраама». Всевышний защитил Авраама, и тот вышел живым из огня, в который бросил его Нимрод. Всевышний защищал потомков Авраама, которые стали народом вечности, пережив костры инквизиций и газовые камеры концлагерей. Однако в духовном смысле Всевышний также защищает зажженную когда-то Авраамом искорку света — Храм в душе каждого из нас.
Какие бы внешние силы ни пытались повергнуть еврея во тьму, эта искра Авраама продолжает светить. Какие бы силы тьмы ни подталкивали его к преступлениям, пытаясь погасить этот свет, эта чистая искорка остается неистребимым источником света для каждого человека, который ищет дорогу к Храму. Каждый из нас может ощутить этот свет Авраама в своей душе и, как ребенок, который держит за руку своего отца Авраама, выйти на дорогу, которая ведет к Храму!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»