Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Почему был разрушен Первый Храм? В Талмуде приводятся две версии, которые дополняют одна другую.

В трактате «Йома» Вавилонского Талмуда сказано, что Первый Храм был разрушен из-за трех прегрешений — идолопоклонства, разврата и кровопролития (Йома 9б). Маараль из Праги считает, что каждое из этих преступлений является наиболее страшным в одной из трех категорий. Идолопоклонство — это самое страшное преступление применительно к верности к Б-гу. Кровопролитие — самое страшное преступление по отношению к другому человеку, когда его лишают жизни, наиглавнейшей драгоценности. Наконец, разврат представляет собой самое тяжкое преступление относительно себя самого, поскольку такое поведение оборачивается глубоким духовным падением.

С другой стороны, в трактате «Хагига» Иерусалимского Талмуда написано совершенно иное. Первый Храм был разрушен из-за того, что евреи оставили Тору, как сказано: «Меня оставили и Тору Мою не соблюдали» (Иермиягу 16:11).

Какой на самом деле была причина разрушения Храма? Наконец, что означает «оставили Тору»? Чтобы дать ответ на этот вопрос, давайте углубимся в Иерусалимский Талмуд. Там написано, что евреи не только оставили Всевышнего, но и не соблюдали Его Тору, что гораздо хуже.

Приведем пример из области медицины. Люди страдают разными болезнями, включая тяжелые. Во многих случаях выздоровление напрямую зависит от того, в каком состоянии находится сердце. Если у больного здоровое сердце и здоровая кровь, врачи справятся с самым тяжелым недугом. Когда человек, не дай Б-г, попадает в аварию, рядовые врачи исследуют глубину ран и сложность полученных травм. А вот маститый профессор изучает общее состояние здоровья пострадавшего. Ведь здоровое сердце и здоровая кровь — это главное условие выздоровления.

Между отрывками из трактатов «Йома» и «Хагига» нет никакого противоречия. Действительно, разрушение Храма произошло из-за трех страшных преступлений, которые совершили евреи. Однако если бы они учили Тору должным образом, она могла бы исправить и вылечить народ Израиля. В мидраше на свиток «Эйха» сказано: «Ее свет привел бы их к хорошему».

Тора — это самое сильное духовное лекарство. Поэтому то, что может помочь всему еврейскому народу, — это укрепление изучения Торы.


Эсав известен своим аморальным поведением и тягой к жестокости, в отличие от Яакова, которого Тора называет человеком прямым, преданным учебе. Эсав продал свое право первородства Яакова за похлебку, и это означало, что он отказывается от той духовной работы, к которой был предназначен. Вместо нее Эдом захотел для себя блага этого мира. Читать дальше

Яаков и Эйсав

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди

Праотец Яаков. Встреча с Эсавом

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?

Недельная глава Толдот

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Иудаизм и Антисемитизм

Рав Александр Айзенштадт

Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.

Для чего Тора упоминает родословие Эсава

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Парашат Захор и ее законы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.

Праотец Яаков. В шатрах мудрецов

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.