Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Так будет испытан богач при помощи богатства его: ожесточится ли он на ближнего, который нуждается в нем, или пожалеет его? И так будет испытан бедняк: сумеет ли довольствоваться малым или нет?»Рамхаль, Дерех Ашем, глава 8
А если я вспыльчивый?

Предыдущая глава

1. Все советы, описанные в предыдущей главе, годятся только для обычных людей, которые по своей природе не вспыльчивы и не раздражительны. Вспыльчивому же человеку нельзя даже внешне выказывать гнев, поскольку он не сможет удержаться и рассердится по-настоящему, и все на свете советы ему не помогут. Лишь только пламя гнева коснется его внешних проявлений, тут же запылают и глубины его сердца. Поэтому такому человеку следует воздерживаться от любого проявления гнева и изыскать способ добиться своей цели по-доброму. И хотя есть много вещей в делах небесных и земных, которые нельзя сделать добром, а только через выказывание гнева, тот, кто боится за свою душу, воздержится от этого. Ибо заповедь, исполненная с помощью гнева, теряет свою ценность, так как это «заповедь, исполненная через запрет». Ведь гнев в сердце — тягчайший грех, несравненное зло.

Раби Пинхас из Корица пишет, что если человек в гневе упрекает другого, такое назидание не только не поможет, но и принесет вред, умножая в том человеке духовную нечистоту. По этой причине он не только не примет упрека, но испортится окончательно.

Можно добавить, что наиболее важная часть служения человека заключается в выполнении воли Всевышнего наперекор своей природе. Мудрецы мусара писали, что человек рожден не для чего иного, кроме как для сокрушения прирожденных отрицательных черт своего характера. Гневливый от природы должен сокрушить свой гнев и т.д. В книге Аводат Исраэль написано: «Кто силен? Тот, кто обуздывает свое злое побуждение (Авот 4:1). Имеется в виду свое особое, присущее только ему злое побуждение. У каждого человека есть особая дурная наклонность в какой-то одной сфере. И каждый обязан возводить ограды и укрепления там, где злое побуждение атакует его особенно настойчиво и имеет наибольшие шансы на успех. Ибо человек и сотворен для того, чтобы устоять и исправить этот недостаток. Именно это имеет в виду Гемара, когда говорит, что каждый из амораев (мудрецов Гемары) был предельно осторожен к каком-то одном вопросе». И об этом же говорили наши мудрецы (Бава меция 32): «Если друг нуждается в твоей помощи, чтобы разгрузить осла, а недругу требуется помощь в нагрузке осла, иди и помоги недругу, чтобы склонить свое побуждение ко злу. И хотя заставлять животных страдать запрещено Торой, все равно, подчинение злого начала предпочтительнее». Поэтому вспыльчивый человек должен знать, что его задача — бороться с этим качеством, и он не должен оставлять эту работу ради других заповедей, потому что для нее он и рожден. Тот, кто по-настоящему боится нарушить запрет гнева в сердце, должен быть готов понести материальные убытки, но не выказать и малого гнева. Сколько средств тратит каждый еврей на служение Всевышнему: на тфилин, на шабат, на обучение детей Торе и т.п.; почему же не откупиться деньгами, чтобы избежать этого тяжелого греха?! Раби Нахум из Чернобыля написал в книге Мэор эйнаим, что гнев, разгоревшийся в человеке во время добывания жизненных средств, приравнивает добытые средства к предметам идолопоклонства, из которых запрещено извлекать выгоду. По этой причине, даже если человек добудет деньги с помощью гнева и злости, в конце концов, он потеряет их. Хорошо известно, что гнев весьма отрицательно сказывается на материальном положении человека. Поэтому очевидно, что целесообразно даже пойти на определенные траты, чтобы избежать гнева.

2. Тому, кто работает учителем, практически невозможно никогда не сердиться и не кричать на нерадивых учеников. И даже если ему удастся путем титанических усилий уберечься от гнева, это отрицательно повлияет и на дисциплину, и на учебу и приведет к порче учеников. Кроме того, он нарушит также запрет на воровство: ведь он получает плату за обучение и при этом недобросовестно выполняет обязанности учителя. Как следствие, он может потерять работу. По всем этим причинам Шулхан арух (Йорэ дэа 246) предписывает учителю выказывать ученикам свой гнев. Поэтому, если он — Б-гобоязненный человек и знает, что не сможет удержаться от того, чтобы разгневаться по-настоящему, ему следует отказаться от профессии учителя, как сказали мудрецы (Авот 2): «Раздражительный человек не может обучать». Он должен положиться на Всевышнего, Который даст ему средства к существованию другим путем. Аналогично, вспыльчивый человек не может быть равом общины или габаем (старостой общины), ибо и эти посты требуют выказывания гнева, а он не сможет удержаться от того, чтобы не разгневаться по-настоящему. Если же для него невозможно поменять профессию, и он вынужден работать учителем, ему следует много молиться, чтобы ученики слушались его и преуспевали в учении. Тогда ему не потребуется выказывать гнев. Он должен постараться и бросить все свои силы на работу по освоению описанных в этой книге способов. Перед уроками такому человеку следует укреплять себя всеми видами укреплений до тех пор, пока не будет полностью уверен в мощи своего терпения. И если в середине урока он почувствует в себе пробуждение гнева, он должен прервать урок, чтобы вновь укрепить себя. Если же, несмотря на все свои усилия, он разгневается по-настоящему, он должен немедленно раскаяться.

3. Если от профессии учителя можно отказаться, «профессии» родителя избежать невозможно. Как же поступать раздражительному человеку, который должен воспитывать собственных детей?

Есть много способов воздействовать на детей по-хорошему, не прибегая к гневу, и всякому человеку следует их использовать, а в особенности — человеку раздражительному, который не может «разыграть» гнев, не сердясь на самом деле. Вот некоторые из этих способов:

А. Щедро награждать ребенка, когда он ведет себя как следует, и наоборот, за плохое поведение лишать его каких-то удовольствий.

Б. Поощрять соревнование между детьми, и если один из них ведет себя хорошо, а другой плохо — наградить первого, вызвав тем самым зависть у второго. Таково объяснение стиха Торы (Шмот 33): «Я проведу перед тобой все Свое благо… и окажу милость тому, кого помилую, и проявлю милосердие к тому, к кому проявлю милосердие». На первый взгляд трудно понять, для чего в начале Всевышний говорит обо «всем Своем благе», в то время как в конце стиха это благо обещано далеко не всем? Но смысл в том, что благо, которым сперва будут наделены немногие, побудит остальных исправить свои дела, и уже тогда добро от Всевышнего станет всеобщим уделом.

В. Следует как можно чаще проявлять свою любовь к ребенку, особую близость к нему, хвалить его и тогда он тоже будет тянуться к родителям и слушаться их. В особенности нужно поступать так с трудными детьми, на которых не оказывают действия назидания и упреки. Как сказано об Аароне: «Любит людей и приближает их к Торе» — приближает с помощью любви. Именно поэтому, как объясняют наши книги, «Ицхак любил Эсава»: он пытался приблизить его к исполнению заповедей.

Г. И мать, и отец должны постоянно молиться от всего сердца Творцу, чтобы их дети выросли кашерными евреями, живущими по Торе.


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше