Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Хотя в предыдущей главе мы написали, что молчание и тихая речь — это основные способы избежать гнева, не всегда этими советами можно воспользоваться.

Предыдущая глава

1. Хотя в предыдущей главе мы написали, что молчание и тихая речь — это основные способы избежать гнева, не всегда этими советами можно воспользоваться. Ведь во многих случаях человек обязан выказать гнев для целей исполнения заповеди. Например, каждый человек в своем доме, учитель, рав города должны выказывать гнев, чтобы заставить других людей действовать по слову Всевышнего. Но даже для исполнения заповеди разрешено только выказывать гнев, гнев же в сердце запрещен всегда. Но ведь выказать гнев — это значит прикрикнуть на человека, обратиться к нему со словами возмущения, что является противоположностью молчания и кроткой речи. Понятно, что такое поведение возбуждает гнев. Каким же образом можно избежать в таком случае гнева в сердце? Мы приведем здесь несколько советов.

2. Главный совет — сделать для себя непреложным законом, что если вы вынуждены иногда выказать гнев, вы не должны спешить с этим, но выждать какое-то время, пока не удостоверитесь в том, что перестали горячиться. Царь Шломо сказал об этом (Коэлет 7): «Не спеши гневаться, ибо гнев гнездится у глупцов за пазухой». У глупцов гнев всегда готов вырваться наружу. Не так у мудреца; даже когда необходимо выказать гнев, мудрец не спешит и не делает это немедленно. От имени раби Ицхака из Ворки написано, что даже если человек вынужден гневаться, он должен сказать самому себе: «Я действительно должен рассердиться, но я могу еще подождать какое-то время». А раби Юда Цви из Раздила говаривал: «Когда я собираюсь гневаться, я откладываю это на потом; этот “бизнес” никуда от меня не убежит». Еще хорошо сделать для себя постоянным правилом совершать какое-нибудь другое действие, прежде чем реагировать гневно. Посредством этого действия человек отвлекается от того, что вызвало его гнев, и гнев в сердце утихает.

3. Мудрые люди производили, прежде чем рассердиться, различные действия и других учили «отсрочке» бурной реакции и «переключению» на другой предмет. К одному праведнику обратился некий еврей, который по природе был очень гневлив и постоянно сердился на своих домочадцев и других близких людей. Мудрец дал ему такой совет: «Установи для себя как закон, что всякий раз, прежде чем накричать на кого-то, набери в рот немного воды и подержи пять минут. После этого выплюни воду и можешь говорить, что хочешь!» Смысл этого предписания в том, что откладывание бурной реакции на пять минут за счет приема с водой, приведет к исчезновению гнева. Этот совет помог тому гневливцу полностью избавиться от этой дурной черты характера. Были еще праведники, которые, прежде чем выказать гнев (для целей исполнения заповеди), переодевались в особые одежды. Эти одежды они прятали в места, доступ к которым был затруднен. Еще один хороший совет: считать до 50, чтобы успокоиться.

4. А еще лучше — подождать до следующего утра, ведь за ночь гнев окончательно уляжется. Так можно объяснить то, что Моше сказал Кораху: «Утром даст Ашем знать, кто Его, и кого приблизит к Себе!» (Бемидбар 16). Моше увидел, что Корах гневается, и поэтому решил затянуть дело до утра, чтобы тот остыл и сделался способным к примирению. Почему же это не помогло? Корах не спал всю эту ночь, раздувая пламя раздора. Всю ночь он ходил по стану Израиля и подбивал их на выступление против Моше. Отсюда хороший совет для того, кто стал объектом чужого гнева и желает умиротворить рассерженного товарища, чтобы тот не причинил ему зла или оказал какую-то услугу: уклониться от встречи до завтра.

5. Хорошо также постановить для себя никогда не сердиться, прежде чем не сделаете три следующие вещи: а)поучите книги по мусару (еврейской этике); б)спокойно поразмышляете о том, чисты ли ваши намерения и нельзя ли воздействовать на товарища по-хорошему, не прибегая к гневу; в)помолитесь Всевышнему, чтобы Тот спас вас от гнева в сердце.

6. В святой книге Шней лухот абрит приведено следующее средство удаление гнева: взяться за край одежды, в которой есть цицит (кисти), поскольку численное значение слова канаф (край) равно численному значению слова каас (гнев). Кроме того, в гневающегося вселяется чужеродная сила (кэль зар), (т.е. он предельно отдаляется от Всевышнего), а цицит, напротив, привлекают к нему Шехину.

7. В книге Ор аэмэт святого Магида из Межерича написано, что когда человек сердится «во имя Небес», он должен думать, что сердится на бездуховные оболочки (клипот) в том, на кого он гневается, подстрекающие его ко злу, и что своим гневом он подчинит их святости.

8. Тот, кто выказывает гнев грешникам, должен говорить взвешенно и не приклеивать к ним позорящие оскорбительные ярлыки. Пусть назиданием нам служит пример Моше, который разгневался на людей колен Реувена и Гада и резко отозвался о них, в результате чего его внук сделался рабом у идола Михи. И это несмотря на то, что намерения Моше были лишены всякой корысти (Сэфер хасидим 137).

Издательство Швут Ами. Публикуется с разрешения издателя.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»