Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Почему Б-г позволил убить лучших представителей народа?

Если уничтожение большей части евреев было предрешено свыше, почему Ашем позволил убить лучших представителей народа, соблюдающих Тору и ценящих ее идеалы?

Представьте себе человека, который родился и вырос в самом примитивном обществе. Неожиданно он попадает в современный город. Естественно, его охватывает благоговейный страх.

Он с трепетом озирается вокруг и вдруг видит, как бульдозеры рушат двадцатиэтажное здание стоимостью в пятьдесят миллионов долларов. Затем начинают выкапывать фундамент, и копают все глубже и глубже: двадцать футов, тридцать, сорок…

— Что они делают? — спрашивает он в изумлении. — Это было такое прекрасное здание.

Ему отвечают: — Ты видишь рядом небоскреб? Мы собираемся построить точно такой же.

Человек начинает смеяться.

— Вы, должно быть, сошли с ума. Или считаете меня примитивом. Зачем же сносить такое дорогостоящее здание. Не легче ли достроить еще сто этажей.

Конечно, он просто не понимает, что для стодвадцатиэтажного небоскреба необходим более глубокий фундамент. Вы объясняете это ему. Но у него возникают новые Вопросы.

— Если вы собираетесь сносить одно здание, чтобы заложить другое, почему бы не сделать это в более дешевой части города, где не было бы нужды разрушать такой дорогой дом?

Сколько ни объясняй ему тонкости стоимости недвижимости, он ничего не поймет, потому что не имеет ни малейшего представления о цивилизации. Но опытный бизнесмен знает, что здания разрушают именно там, где находятся самые дорогие земельные участки.

Никто из нас не знает своей судьбы. Мы подобны человеку, который впервые приехал в большой город. Пока мы не начнем рассматривать свою жизнь, исходя из прошлого и будущего своего народа, мы не поверим ничему, будем осмеивать и отрицать то, что пока не в силах понять.

У Ашема есть определенный замысел. Он знает, что делает, формируя историю и событие нашего скоротечного мира. Мы можем попытаться понять Его замысел лишь настолько, насколько это в человеческих силах. Тора говорит нам, что по замыслу Ашема еврейскому народу обещана вечность. Эта вечность должна быть построена на прочном фундаменте. Поэтому, когда мы видим, что Ашем забирает в Катастрофе одну треть еврейского народа — его опору, цвет Израиля, подрывает его фундамент все глубже и глубже (в продолжающейся Катастрофе), мы должны осознать, что здание, заложенное на таком фундаменте, будет суперзданием.

Конечно же, этим суперзданием станет давно предсказанный Третий Храм, вечный Храм. И его фундамент, народ Израиля, живущий в эту эпоху, должен быть достаточно мощным, чтобы выдержать это здание.

В одной из наших молитв говорится: «…и вечную жизнь Он насадил в нашей среде». Процесс достижения вечности подобен процессу сева: сначала вы разрушаете слой почвы, вспахивая землю. Затем бросаете крошечное зернышко, как будто избавляетесь от ненужной вещи. Потом земля должна стать влажной и грязной, что способствует росту. Мы-то знаем, что в результате всей этой деятельности появится красивое растение. Но для несведущего человека каждый отдельный шаг олицетворяет разрушение.

В конечном счете акт разрушения можно оценить только тогда, когда мы поймем, что он является лишь частью цикла возрождения. Эта истина относится как к семенам, так и к людям.

«Посеешь со слезами, пожнешь с песней»136. Процесс сева всегда сопряжен с трудностями. И конечное наслаждение прямо пропорционально этим трудностям. Слезы, пролитые человеком во время сева, обернутся песней, которую человек запоет во время жатвы.

* * *

Можно понять, что страдание имеет определенную пользу для еврейского народа в целом. Но как можно сделать вывод, что страдание в конечном итоге является благом для каждого отдельного индивидуума?

Страдания евреев, особенно во время Катастрофы, были не просто благотворны в целом. Каждый страдавший извлекал из них пользу, не осознавая сразу. Возможно, и сейчас она не очевидна для нас. Но страдание каждого индивидуума — до самой мельчайшей детали — рассчитано свыше.

Позвольте мне проиллюстрировать сказанное историей одного еврея, который прошел через все ужасы концлагеря. Незадолго до освобождения лагеря союзниками комендант собрал всех узников и, указав на одного еврея, сказал ему: «Пять лет ты провел здесь, но ни разу не ел некашерную пищу. Я знаю , как ты рисковал, чтобы соблюсти требования своей религии. Но ты шел на риск, зная, что обречен. Твоя жизнь ничего не значила для тебя. Но скоро тебя освободят. Я хочу убедиться, что твоя религия на самом деле ценна для тебя. Вот кусок свинины: съешь ее или я убью тебя на этом самом месте».

За исключением трех главных грехов — убийства, прелюбодеяния и идолопоклонства — еврею разрешается нарушить заповеди Торы для спасения собственной жизни. Но когда угрозы преследуют только одну цель: заставить еврея отказаться от Торы, то даже если для этого необходимо всего лишь изменить цвет ботиночных шнурков, еврей должен быть готов отдать свою жизнь, но не покориться. Так поступил и этот еврей в концлагере. Он отказался есть свинину и был убит.

Позднее, когда его дочь узнала о том, что ее отец был убит за два часа до освобождения за то, что отказался есть свинину, она пережила глубокое потрясение. Поселившись в Израиле, она стала воинствующей атеисткой и своих детей вырастила в этом духе.

Один из способов, которым эта женщина внушила своим детям антирелигиозные идеи, заключался в том, что она посылала их в Тель-Авив покупать свинину. Ее сын однажды стоял в такой очереди, и вдруг с ним произошло что-то странное. Протискиваясь к прилавку, он неожиданно вспомнил о гибели деда. Он стоял и думал: «Как я могу покупать ту самую пищу, за отказ от которой мой дед отдал свою жизнь?»

Молодой человек вышел из магазина и принял решение: никогда не есть ничего некашерного. Со временем он начал изучать Тору, преуспел в этом и теперь возглавляет одну из наиболее влиятельных организаций, занимающихся привлечением евреев к иудаизму.

Некоторые люди, увидев, что еврей предпочел умереть, но не пошел на компромисс, восприняли это как кидуш Ашем (освящение Имени Всевышнего). И это сразу воздействовало на них. Однако другие восприняли это как хилуль Ашем (осквернение Имени Всевышнего). Благотворное воздействие этого поступка трудно почувствовать сразу. Но спустя годы мы имеем возможность отчетливо увидеть, что этот поступок явился великим актом кидуш Ашем. Он послужил причиной возвращения к Ашему не только внука того еврея, но и многих других евреев. Этот поступок вознагражден в ином мире величайшей наградой.

Страдание, не подразумевающее выбора между жизнью и смертью, также является благотворным для человека. Хорошо известно, что богатство и легкая жизнь часто портят людей, превращая их в эгоцентричных, духовно слабых индивидуумов. Но стойкое преодоление серьезных испытаний поднимает страдающего к моральным и духовным высотам. Главное заключается в выявлении положительных результатов страдания, его благотворном воздействии не только на целый народ, но и на каждого человека.

С разрешения издательства «Швут Ами»


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»