Из цикла «Тьма перед рассветом», темы: Награда и наказание, Тьма перед рассветом, Катастрофа, Смирение, Рав Эзриэль Таубер
Почему великие раби довоенной Европы не советовали евреям эмигрировать в Израиль и Америку?
Нельзя перехитрить Ашема. Это одна из основных идей Торы. Менее всего Йосэф и Яаков хотели отправиться в Египет. Но такова была воля Ашема, и непредвиденное стечение событий привело к продаже Иосэфа в Египет и последующему спуску туда всего семейства, несмотря на всеобщее желание избежать этого. Иногда совершенно невозможно избежать осуществления постановлений Ашема.
Иногда, если есть в этом нужда, Он даже может смутить разум мудрейших из мудрых. Гемара рассказывает нам, что, когда великий раби Йоханан бен Закай предстал перед Веспасианом, он не смог воспользоваться случаем и попросить римского полководца пощадить Иерусалим. Это пример того, как Ашем «обвел мудреца вокруг пальца». Возможно, то же самое произошло с раввинами в предвоенной Европе: когда Ашем издает указ. Он может лишить разума даже их. Это часть Его постановления.
С другой стороны, некоторые раби, возможно, предвидели Катастрофу, но предпочли не открывать этого. Подобный прецедент имеется в Торе. Наши мудрецы говорят нам, что в то время как Яаков страдал, потеряв Иосэфа, Ицхак знал, что случилось с внуком и где он. Но предпочел ничего не говорить своему сыну, так как знал, что это должно оставаться тайной. Так что можно предположить, что некоторые из великих мудрецов довоенной Европы знали о грядущей беде, но так же знали, что говорить об этом не следует.
Великий Хофец Хаим не раз призывал народ изменить свой образ жизни, с фантастической проницательностью предупреждая о зловещей угрозе, поджидающей их на выбранном пути отказа от Торы. Раби Меир Симха из Двинска писал в своей книге, опубликованной после его смерти в 1927 году: «Они заменят Иерусалим Берлином … и оттуда вырвется ужасный ураган (несущий им уничтожение)»132.
Но независимо от того, знали они о надвигающейся опасности или нет, истина заключается в том, что бежать было некуда. Америка закрыла перед эмигрантами свои двери, а Англия даже поставила заграждение вокруг Палестины. Хорошо известен случай, когда судно, полное беженцев, спасшихся от гитлеровцев, смогло проникнуть в «свободный мир», но было отправлено назад, в Европу. Бежать было некуда, и раввины, как и все остальные, знали об этом.
Великие мудрецы понимали, что бесполезно побуждать людей к массовой эмиграции в Палестину. Без глубоких внутренних изменений ни эмиграция, ни любое другое действие не в состоянии предотвратить неизбежное. Допустим, что англичане и арабы позволили миллионам евреев еще до войны поселиться в Палестине. Роммель, знаменитый немецкий генерал, чуть не захватил Палестину в 1940 году. Евреи уцелели только благодаря чуду, случившемуся в последний момент и приведшему к поражению Роммеля. Однако, пожелай этого Ашем, и евреи в Палестине были бы так же беззащитны перед нацистами, как и в Европе. Просто вместо европейцев, активно помогавших нацистам уничтожать евреев, позорно известный иерусалимский муфтий вдохновил бы массы арабов выполнить грязную работу Катастрофы. Можно быть уверенным, что проблем с этим у него бы не было. Нельзя перехитрить Ашема.
* * *
Люди обвиняют евреев в том, что во время Катастрофы они шли в газовые камеры и на расстрел, «как овцы на заклание». Порочит ли это евреев? Не легче ли было вступить даже в безнадежный бой?
Начинать бой имеет смысл только тогда, когда есть возможность спасти себя, не подвергая опасности остальных. Когда положение безнадежно и сопротивление послужит причиной гибели многих людей, мужество заключается в том, чтобы принять смерть без борьбы.
Но если сопротивление может спасти жизни людей, тогда бороться — наш долг. Однако во время Катастрофы ситуация была иной. Нацисты разгромили армии Франции, Великобритании и России, жестоко подавляли любое сопротивление в тылу. Как уже было сказано выше — все в руке Б-жьей. Тора предсказывала: настанет время, когда «один из них будет преследовать тысячи вас»133. Если Ашем предсказал это, то никакой разум, военная сила или что-то другое не могут заставить «тысячи» сражаться и победить. И это тем более верно, когда «один» обладает такой силой, жестокостью и вооружением, какими обладали нацисты с 1933 до 1945 гг.
Если евреям было суждено идти на бойню, то самым достойным было принять смерть со смирением. Еврей, мужественно встречавший гибель, вызывал в немцах негодование (см. гл. 5, историю о детях, танцевавших в праздник Симхат-Тора). Такое смирение перед лицом смерти невольно заставляло немцев увидеть величие еврея, а значит оскорбляло их.
Тора сравнивает еврея с голубем. Когда цыпленка должны зарезать, он вырывается и дико кричит. А голубь вытягивает свою шейку и принимает смерть с достоинством. В этом часть его величия.
Для евреев оккупированной нацистами Европы принять неизбежное с достоинством было самым радикальным ответом. Некоторые люди склонны обвинять их в том, что они были подобны овцам. «Борьба до победного конца, победить или умереть» — в этом был весь Гитлер. Евреи, смиренно принимавшие свою судьбу, когда не оставалось другого выбора, по-своему сопротивлялись тому, что олицетворял собой Гитлер. И это было самым мужественным и героическим ответом.
* * *
Мудрецы говорят: «Ни одна молитва не остается без ответа»134. Но как же все молитвы, которые возносили евреи во всей Европе до и во время Катастрофы? Что происходит с нашими молитвами, которые, как нам кажется, Ашем не принимает?
Молитва обладает необычайными свойствами. Многие молитвы, вознесенные во время Катастрофы, дали эффект только теперь. Когда вы видите, как еврей, еще недавно совершенно далекий от Торы, возвращается к своему наследию, знайте — это случилось потому, что на него оказали благотворное воздействие молитвы его бабушек и дедушек, погибших в Европе, которые так горячо молились об избавлении (см. также Вопрос 6). Ни одна молитва не остается без ответа: рано или поздно то, о чем просили, будет исполнено.
Эта ключевая мысль применима к любому страданию. Проиллюстрируем это на примере страдания бездетной пары. Всему хорошему, что дает нам Ашем, предшествует молитва. Теперь представьте себе человека, имевшего пятнадцать детей и триста внуков. Когда он предстает перед Создателем, ему говорят, что его заслугой являются трое детей и тридцать внуков.
— А как же остальные? — спрашивает он.
— Ты никогда не молился о том, чтобы иметь их. Ты даже не желал их рождения. Конечно, ты не мог противиться Моей воле. Но Мне пришлось «протащить» эти души в мир наперекор твоим желаниям. Я могу поставить тебе в заслугу заботы о их воспитании, но не могу воздать за их рождение, потому что ты никогда этого не хотел.
Затем перед Б-гом предстает бездетная чета. Всю свою жизнь они молились, чтобы Ашем дал им детей, но этого не произошло. И вдруг им говорят:
— Вашей заслугой являются 3000 детей и 10000 внуков.
— Как? — удивляется бездетная пара. — У нас не было ни одного ребенка.
— Верно. Однако у предыдущей пары было двенадцать нежеланных детей. Вы заслужили их своими молитвами. К тому же ваши молитвы заслужили еще пятерых детей от одной пары, троих от другой, семерых от третьей и т.д.
Молитвы принимаются всегда, но мы не сразу узнаем об этом. В другом мире, Мире Истины, нам станет известно, как и где они исполняются. Поэтому в самой безнадежной ситуации человек никогда не должен сдаваться и прекращать молиться. Каждая молитва будет полностью исполнена так или иначе, рано или поздно.
С разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»