Из цикла «Очерки по недельной главе Торы», темы: Недельная глава, Корах, Еврейские качества, Критика, Реувен Пятигорский, Конфликты и ссоры
«Корах, сын Ицеара, сын Кеата»
Одиннадцать раз приведено имя Кораха в нашей недельной главе, и все одиннадцать раз с неполным написанием (без буквы «вав»). Мудрецы так объяснили его имя. Буквы «коф», «реш», «хет» указывают на три главные качества Кораха: «кина» (зависть) — завидовал величию Моше и его авторитету среди евреев; «ромемут» (величие) — добивался высокого положения, стремился к власти; «хемда» (вожделение, страсть) — страстно рвался наверх, снедаемый неимоверным тщеславием.
В трактате «Пирке Авот» (4, 21) сказано: «Три человеческих качества — зависть, страсть и тщеславие — выводят человека из мира». И этими отрицательными качествами обладал Корах. О том, чем он кончил, написано в Торе.
Горе его соседу!
Сказали наши мудрецы: «Горе злодею и его соседу!» Почему злодею — ясно: потому что рано или поздно он понесет наказание за свои дела или от людского суда, или от Высшего. Но почему соседу?
Бунтовщик Корах происходил из рода Кеата, сына Леви. Известно, что род этот стоял к югу от Переносного Храма на всех остановках в походе по Синайской пустыне (см. Бемидбар 3, 29). Левиты ставили шатры рядом с Переносным Храмом, а по внешнему периметру еврейского лагеря располагались остальные колена. Написано (там же, 2, 10): «Знамя Реувена — к югу». Датан и Авирам, оба реувениты, жили по соседству с зачинщиками бунта из потомков Кеата.
Не убереглись соседи от плохого влияния, пошли за Корахом. И пострадали вместе с ним.
«Зачем возноситесь над святой общиной?»
Раби из Коцка, еврейский мудрец, живший в первой половине прошлого века, как-то заметил: «Воистину удивительно, что когда кто-то восстает против руководителей еврейского народа, то всегда обвиняет их в том, чего за ними не водится. Поэтому, если вы хотите узнать, каковы качества наших праведников и руководителей, выслушайте их врагов — они вам скажут все с точностью наоборот».
Пример мы находим в истории с Корахом. Он поднялся на Моше, о котором сама Тора сказала — «самый скромный из всех людей земли (и в прошедшем, и будущем)». В чем обвинил Корах пророка Моше? В высокомерии, заносчивости и тщеславии. Написано (Бемидбар 16, 3): «Собрались против Моше и Аарона и сказали им: полно вам! вся община — святая (а не только вы)… Зачем возноситесь над святой общиной?»
Восстающие против праведников всегда выдают низость своих замыслов тем, что выдвигают самые фантастические и непродуманные обвинения. Ну не удивительно ли?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.