Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

«Когда мудрецы начали изучать недельную главу “Кдошим”, то возрадовались», — рассказывает книга еврейской мистики «Зогар» — «Сияние».

— Почему нам важно знать, что мудрецы ощутили радость, приступив к изучению темы святости? — спрашивает рав Шор в книге «Ор Гедалиягу».

— Мудрецы стремились к духовному совершенству, — объясняет рав Шор. — И когда начали изучать тему обретения святости, то возрадовались, ибо в этом состояла вся цель их жизни. Более того, слова «Станьте святыми!» читаются на иврите не только как указание исполнить заповедь, но и как обещание: «Вы станете святыми!» Как бы это ни казалось недостижимым, если вы захотите, то сможете стать святыми! Потому мудрецы возрадовались, осознав, что обретение святости возможно!

У каждого, кто был знаком с равом Гамбургом, есть все основания для радости, ибо, без всякого преувеличения, он был знаком со святым человеком, который своей жизнью вдохновлял и одновременно обязывал всех нас…

Что означает быть святым? — спрашивал рав Шимон Шкоп в книге «Шаарей Йошер». — Посвятить свою жизнь другим! Преодолевая эгоизм и гордыню, с уважением и любовью служить людям!

Рав Гамбург посвятил себя, без остатка, своей семье и своим ученикам, которые провожали его в последний путь.

— Дядя Саша был для меня не только учителем и раввином, но и отцом, с которым я поддерживал самые теплые отношения на протяжении 20 лет, — вспоминал Гена Михайлов своего первого учителя в «Синай Академи». — Он производил на ребят неизгладимое впечатление тем, что никогда никого не обижал, никогда не сердился, ко всем относился с уважением. Ему можно было, не боясь, все рассказать, он выслушивал каждого с пониманием и без осуждения. Рав Гамбург был самым скромным человеком, которого я знал, скромнее его, наверное, был лишь Моисей…

Вспоминая об удивительной скромности рава Гамбурга, его друзья и близкие отмечали, что родился он 7 адара, в день рождения Моисея, о котором сказано в Торе, что он был «скромнейшим из людей».

Александр родился в 1945 году в Москве, окончил Московский электротехнический институт связи, в конце 70-х годов репатриировался в Израиль, где начал изучать Тору у легендарного рава Ицхака Зильбера.

В 1988 году рав Гамбург стал преподавателем мехины — подготовительного класса еврейской школы «Синай Академи» в Бруклине. В мехину приходили ученики старших классов, дети новых иммигрантов, которые недавно приехали из России. Многие из них не знали английского языка и, конечно же, были далеки от еврейских традиций. Как воспитать в этих подростках интерес к Торе, любовь к своему народу? Для этого требовалось не только особое педагогическое мастерство, но и искренняя любовь к людям. Рав Гамбург любил всех своих учеников отеческой любовью, принимая их такими, какие они есть, любя не только способных, но и бесталанных, не только послушных, но и строптивых. И они отвечали ему сыновней любовью. И если испытание временем является подлинным критерием педагогического успеха, то рав Гамбург действительно преуспел. Его ученики сохраняли уважение и любовь к своему учителю на долгие годы…

Конечно же, учитель обязан любить каждого ученика, как сказано: «Люби ближнего, как самого себя!» (Ваикра, 19:18). Но существует еще одна заповедь, обязывающая относиться с особой деликатностью и любовью к беззащитному пришельцу, в частности к ребенку иммигрантов. «И когда будет жить пришелец в земле вашей, не притесняйте его… Люби его, как самого себя, ибо пришельцами были в земле египетской, Я — Всевышний, Б-г ваш» (Ваикра, 19:33—34). Эту заповедь любви выполнял рав Гамбург, общаясь со своими недавно приехавшими учениками и их родителями на протяжении двух десятилетий…

Многие заповеди напоминают нам об Исходе евреев из Египта, об обретении свободы, которая вдохновляет нас верой в наше будущее раскрепощение. Однако есть одна заповедь, которая является духовным богатством, обретенным не во время Исхода, а еще в Египте. Мы горько страдали в египетском рабстве, и память о горьких страданиях в рабстве помогает нам в полной мере оценить всю сладость свободы. Более того, эти страдания научили нас состраданию и любви к людям, оказавшимся в нашем положении — пришельцев.

Пережитая обида — это испытание, которое может сломить одного, а другого сделать деликатнее и тоньше. Есть люди, которые, испытав боль, готовы сделать больно другим. Но есть и другие, которые, сами ощутив боль, не доставляют боль другим. Потому из нашей боли мы извлекаем урок любви к ближнему. «Не делай другому того, что ненавистно тебе!» — учил Гилель.

Нет ничего проще, чем вежливо общаться с обладающими силой и властью людьми, вышестоящим руководством. Но ведь важно не обижать беззащитных людей, которые не могут ответить, не умеют за себя постоять. Впрочем, именно в общении с попадающими в зависимость от нас людьми и открывается наше истинное лицо. Не случайно Тора предупреждает не обижать вдову, сироту, пришельца: «Пришельца не обижай и не притесняй его, ибо пришельцами были вы в земле Египетской. Ни вдовы, ни сироты не притесняйте» (Шмот, 22:20 — 21).

«Пришельца не обижай» — это оскорбление словом, — поясняет Раши. — «Не притесняй его» — силою отнимая достояние (не обижай его в том, что касается имущества). Тридцать шесть раз Тора предупреждает не обижать пришельца!

Мудрецы запрещают напоминать человеку об унижающем его прошлом. «Пришельца не обижай» — не говори ему: «Вчера еще ты поклонялся идолам, а сегодня пришел изучать Тору, которая дана из уст Всевышнего», — приводит Раши мнение мудрецов Талмуда (Бава Мециа, 58). «Люби его, как самого себя, ибо пришельцами были вы в земле Египетской» — «Если оскорбишь его, он тоже может оскорбить тебя, сказав: “Ты также происходишь от пришельцев” — объясняет Раши. — В недостатке, который и у тебя самого есть, не укоряй ближнего твоего».

Почему в конце указания не обижать, а проявлять любовь к пришельцу, сказано: «Я — Всевышний, Б-г ваш»? «Я твой Б-г и его Б-г!» — поясняет Раши. Даже если человек не может постоять за себя или отблагодарить, то Всевышний накажет обидчика или вознаградит того, кто помогает беззащитному человеку.

«Вы сами пережили жестокость, в которой погрязла страна, отказывающаяся признавать права пришельцев, — поясняет рав Гирш. — Ваше несчастье в Египте состояло в том, что вы были “пришельцами”, что привело к вашему “порабощению” и “угнетению”. Поэтому ваш закон дарует всем жителям вашей страны, местным и пришельцам, равные права. Ваше стремление к святости обязывает, чтобы вы сделали пришельца равным со своим урожденным собратом и в вашем отношении, и в вашей доброй воле. Своей любовью, которую вы оказываете пришельцу, вы демонстрируете, что действительно признаете Всевышнего своим Б-гом, принимая с братской любовью всех Его детей. Любовь и уважение к пришельцу — это подлинная проверка вашего страха и любви к Б-гу».

И если так, то уровень святости, духовного совершенства человека и проявляется в его отношении к слабому!


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»