Из цикла «На тему недельной главы», темы: Избранность, Мишпатим, Недельная глава, Антисемитизм, Америка, Правосудие, Лев Кацин
«Почему Б-г избрал евреев?»
В антисемитизме есть одна хорошая вещь: он выявляет плохих людей, — утверждает Э. Клейвен в статье «Почему Б-г избрал евреев», опубликованной в газете Los Angeles Times. — Конечно, в предрассудках нет ничего хорошего, но в антисемитизме есть нечто такое, что делает его надежным критерием аморальности. Евреи внесли огромный вклад в нравственный кодекс человечества, что, возможно, ненавидеть евреев значит, ненавидеть саму нравственность… Антисемитизм — хороший барометр наличия зла в человеке, и я склонен верить в то, что Б-г сделал евреев избранным народом, чтобы они служили своего рода «системой раннего предупреждения» безнравственности для всех остальных. Так что когда иранский президент Махмуд Ахмадинеджад заявляет, что «Холокост — это миф и что “Израиль нужно стереть с карты мира”, вы должны услышать громкую сирену, а под изображением Ахмадинеджада должна появиться бегущая строка: “Я аморальный безумец. Прекратите со мной всякие переговоры и уничтожьте мои ядерные объекты”. Природа антисемитизма не менее загадочна, чем удивительный факт существования вечного народа. Почему евреев ненавидели и преследовали повсюду со времен глубокой древности? Историки и философы народов мира пытались объяснить этот исторический феномен, выдвигая множество теорий. Впрочем, ни одна из них так и не выдержала испытания временем. Потому, вместо обсуждения всевозможных теорий “козлов отпущения”, давайте обратимся к еврейскому пониманию этого вопроса.
Избранность евреев проявилась в даровании Торы на горе Синай. Но что означает слово Синай? Наша традиция утверждает, что название горы Синай происходит от ивритского слова сина — ненависть. Из-за универсальных общечеловеческих законов морали, дарованных на горе Синай, и возникла ненависть к несущим эти ценности евреям.
В древности люди широко практиковали хорошо известную нам с советских времен политику “невмешательства во внутренние дела”. Вожди “империи зла” противились попыткам Запада навязать им соблюдение прав человека, гуманное отношение к собственным гражданам: не вмешивайтесь во внутренние дела другой страны, ведь у каждого народа свои законы, свои обычаи и традиции, свои боги. Например, в Спарте было принято сбрасывать со скалы новорожденного ребенка, если он казался родителям слабым. В Древнем мире вообще считалось, что родители вправе делать со своими детьми все что им хочется, в том числе и убивать их. У эскимосов был обычай убивать первенца — девочку, они хотели, чтобы первым ребенком был мальчик. В Японии больных и слабых родителей оставляли на горе, с которой те не могли спуститься, без еды и питья. Идолопоклонники уважали “обычаи” и “идолов” друг друга и не вмешивались во “внутренние дела” другой семьи или другого народа. У каждого — своя правда и свои законы. Евреи же провозгласили, что Б-г один: все равны перед законом. Убийца совершает преступление перед Б-гом вне зависимости от местных обычаев и законов. Сама идея еврейского монотеизма явилась величайшим вмешательством во внутренние дела других народов. Это было не агрессией, а моральным вызовом всем, кто творил зло, чувствуя себя “хорошим человеком”. С тех пор возненавидели евреев.
Гитлер не скрывал, что причиной его ненависти к евреям являлась “еврейская мораль”. “Единственная заповедь, в которую я верю, — это закон выживания сильнейшего. Сама природа даровала право сильному уничтожить или подчинить себе слабого. Единственным препятствием на пути реализации “нового мирового порядка” — гегемонии арийской расы — являются евреи с их моралью… Мы — варвары, это действительно так. Для нас (немецкого народа) это лучший титул. Я освобождаю человеческий род от понятия “душа”, навязанного нам деградирующей и лживой этикой. Евреи нанесли две раны человечеству: “обрезание тела” и “обрезание души” — понятие совести. Это еврейские изобретения. Война за управление миром идет только между нами, между двумя лагерями воинов — между немцами и евреями. Все остальное — иллюзия!” (А. Раушнинг, “Гитлер говорит”).
Не убей!
Что такое закон? Этот вопрос не такой простой, каким кажется на первый взгляд. Конечно же, законы принимаются парламентами разных стран. Но являются ли законы условной договоренностью между людьми, или существуют общечеловеческие и универсальные законы, данные человеку? Например, почему запрещено убивать? Только потому, что люди договорились и приняли закон “не убей!”, или же существует незыблемое право человека на жизнь, закрепленное заповедью “не убей!”? “Какая нам разница, главное — результат: убийство запрещено”, — скажете вы. Что ж, если законы — результат условной договоренности между людьми, то наша мораль относительна, ее можно менять. Если же основные законы даны нам свыше, то мораль абсолютна, а моральные ценности вечны и незыблемы. В этом случае изменение вечного закона “не убей” даже “законным парламентским путем” явится преступлением по отношению к вечному и незыблемому.
Почему США являются сегодня единственной сверхдержавой мира? Благодаря развитой экономике, передовой науке, сильной армии? Прислушайтесь к словам президента Буша, которые он произнес в своей последней инаугурационной речи: “В свете американских идеалов свободы, прогресс общества зависит от честности и совести индивидуума… Человеческая личность строится в семьях, укрепляется общинами с эталонами морали и поддерживается в жизни нации истинами Синая… Каждое поколение американцев достигает прогресса благодаря тому, что вновь и вновь принимает все, что является добром и истиной. Эти идеалы правосудия и нормы поведения остаются незыблемыми вчера, сегодня и всегда”.
Вечное не менять!
“И вот законы…” — с этих слов начинается наша недельная глава, посвященная многим законам, регулирующим взаимоотношения между людьми. Предыдущая глава “Итро” повествовала о том, как Всевышний даровал Десять Заповедей на горе Синай. Почему наша недельная глава начинается с союза “и”? Раши поясняет: “Везде, где сказано “вот” (без союза “и”), это пресекает, ограничивает предыдущее (указывает на завершение одного отрывка и начало другого). Там же, где сказано “и вот”, — это прибавляет, присоединяет к предыдущему (указывает, что это является продолжением). В данном случае следует понимать: как предыдущие (Десять Заповедей) с Синая (от Всевышнего), так же и эти законы (морали) с Синая (от Всевышнего)”.
Без слова “и” мы могли бы подумать, что законы, регулирующие взаимоотношения между человеком и Всевышним, были дарованы на горе Синай, в то время как рациональные законы морали, регулирующие взаимоотношения между людьми, о которых идет речь в нашей недельной главе, являются плодом человеческой логики. Нет, утверждает Тора, как бы ни казались эти законы понятными и очевидными, они все равно дарованы свыше, они незыблемы и вечны, этими законами нельзя манипулировать. Вечное потому и является вечным, что его не нужно менять!
Английский историк Пол Джонсон закончил свой бестселлер “История евреев” следующими словами: “Один из способов подвести итог 4000 лет еврейской истории состоит в том, чтобы спросить себя: а что бы произошло с человеческим родом, если бы Авраам не был человеком великой мудрости, или если бы он оставался в Уре, придерживал свои идеи при себе, и никакого специфического еврейского народа не возникло? Несомненно, что мир без евреев отличался бы от нынешнего радикальнейшим образом. Конечно, вполне может быть, что человечество рано или поздно дошло бы до всех еврейских открытий. Но полной уверенности в этом нет. Все величайшие концептуальные открытия разума представляются нам очевидными и неизбежными, когда они уже сделаны; но необходимо присутствие гения, чтобы сформулировать их в первый раз.Евреи обладали этим даром. Им мы обязаны идеями: равенства перед законом как Б-жественным, так и человеческим; святости жизни и достоинства человеческой личности; индивидуального сознания и потому личного раскрепощения; коллективного сознания и вытекающей отсюда социальной ответственности; мира как абстрактного идеала и любви как фундамента справедливости, а также многими другими идеями, ставшими основой человеческой морали”.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Цви Вассерман
Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Ве-зот а-браха»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Лейб-Нахман Злотник
Статья р. Лейба Нахмана Злотника о тайне ста благословений, которые предписано произносить каждый день
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Перед своей смертью Моше благословляет народ.
Йегуда Мендельсон
Сын после Африки, Индии и Германии с трудом приходил в себя. Однажды вечером коротко рассказал, что с ним случилось, и, заметив слезы в глазах, моментально замолк.
Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»
Сравнив Всевышнего с кем или чем бы то ни было, мы неизбежно уподобимся малышу, лепечущему: "Всевышний – как мой ребе!". Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух