Из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы», темы: Недельная глава, Цав, Благодарность, Жертвоприношения, Нахум Пурер, Кавана
Аарон и его сыновья получают дополнительные указания о храмовой службе. Пепел жертвы всесожжения (ола), которая горит на жертвеннике всю ночь до утра, коэн должен удалить за пределы стана, сменив предварительно свои священные одежды на более простые. Жертву ола приносят те, кто забыл выполнить заповедь Торы. Коэну достается шкура жертвенного животного. Огонь должен постоянно гореть на жертвеннике.
Далее описан порядок принесения хлебного дара (корбан минха), состоящего из муки, оливкового масла и ароматических добавок. Его горсть сжигают на жертвеннике, а оставшуюся часть съедают коэны, не дав ей закваситься. Описаны специальные жертвоприношения, которые должны совершать ежедневно со дня своего помазания Аарон и его сыновья, а также все будущие коэны. Приведены детали грехоочистительной жертвы (хатат), которую приносили для искупления непреднамеренной оплошности в соблюдении заповедей; повинной жертвы (ашам); различных мирных жертв (шламим), одну из которых — жертву тода, благодарственную (принесенную, например, в ознаменование чудесного спасения от опасности) — нельзя оставлять несъеденной до утра.
Все жертвы полагалось сжигать по прошествии отведенного для еды срока. Когда жертва становилась ритуально нечистой, ее нельзя было есть и полагалось сжечь. Попутно Тора запрещает употреблять в пищу кровь и определенные виды животных жиров (хелев). От каждой мирной жертвы Аарон и сыновья получали грудину и правую голень.
В конце раздела подробно описана церемония помазания (приведения в должность) Аарона и его сыновей и освящения Мишкана и его утвари.
Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»
«Коэн, который приносит ее (грехоочистительную жертву), будет есть ее… во дворе Шатра Откровения» (6: 19).
Комментарий Мешех хохма уточняет: жертвенное животное съедал именно тот коэн, который принимал и обрабатывал его, потому что только он знал свои каванот (мысли и намерения): правильными, достаточными они были или нет. Поедая жертву, он тем самым наглядно подтверждал, что он все делал и думал по уставу. Если коэн сознательно ел негодную жертву — а ведь только он мог знать о ее негодности, — его постигала «смерть с небес».
В известной поговорке «сапожник — без сапог» есть скрытый дефект. Как может сапожник убедить клиента в достоинствах своей работы, если он сам ходит босиком?
На Втором московском часовом заводе, где мне довелось работать, действовало негласное правило: директор предприятия, главный инженер, их заместители, все главные специалисты и даже секретарь парторганизации носили фирменные наручные часы «Слава». Никаких «Омег» и «Сейко». Это была лучшая реклама заводской продукции.
Выполнив свою нелегкую и очень ответственную работу у храмового жертвенника, дежурный коэн сосредоточенно и безбоязненно съедал выделенное ему мясо. Его рабочая совесть была чиста: он все сделал, как полагается, и «клиент», принесший жертву, облегченно вздыхал: коэн цел и невредим; значит, Б-г принял дар. Таков наглядный урок высокой ответственности человека за свои действия. Недаром после указания коэну съедать часть грехоочистительной жертвы Тора добавляет: «Все, что соприкоснется с мясом ее, освятится». Святость была высшим знаком качества храмовой «продукции».
Одна из жертв, упомянутый в этом разделе, называется корбан тода, благодарственная жертва. Ее приносили в знак признательности Б-гу за избавление от опасности, например, после морского плавания, перехода через пустыню, выхода из тюрьмы и исцеления от тяжелой болезни.
Мудрецы сообщают, что в будущем, когда все другие жертвы будут отменены, корбан тода останется, потому что никогда исчезнет потребность в благодарности.
Главную молитву еврейской литургии Шмонэ-эсре, «Восемнадцать благословений», читают вначале молча, каждый за себя. Затем ее повторяет шалиах цибур, кантор, а другие внимательно слушают и на каждое благословение отвечают «Амен». И лишь одно благословение они говорят вместе с кантором — благословение «модим», «мы благодарим». Все другие обращения и просьбы, содержащиеся в Шмонэ-эсре — просьба излечить от болезни, защитить от бед, дать заработок, — можно передать Б-гу и через посредника. Но «спасибо» никто за нас не скажет.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.