Из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)», темы: Воспитание детей, Адмор из Пясечны, Ховат аТалмидим, Изучение Торы, Ответственность, Мусар
Как счастлив ты, юноша Израиля, и как счастлив удел твой! Удостоился ты изучать Тору Б-жественного света, вознесся ты до положения любимого и лелеемого сына Б-жьего. Ангелы завидуют тебе и почитают тебя, поражаются тебе и уважают тебя. «Небеса и все их воинство, земля и все, что ее наполняет», с радостью подчиняются тебе. И спрашивают они друг друга: кто же этот юноша, от сияния лика которого возгораются огненные столбы и которым гордится Сам Господин мира, вознесенный над всеми вознесенными?
Б-г радуется, глядя на тебя, и ты, юноша Израиля, тоже веселись и радуйся своему счастью и своей удаче: ведь разве может быть, что человек удостоится лицезреть великого царя и не будет веселиться и радоваться? И слышать, как Царь всех царей нашептывает тебе на ухо Свои тайны, обучая тебя Своей Торе, и не радоваться — разве это не грех? Однако мы прекрасно знаем, что ты пока не понимаешь, что удостоился изучать Тору чистым сердцем и чистым разумом. И присутствия Б-га, Который изучает ее напротив тебя, ты пока не чувствуешь… Когда ты просишь Его в молитве о своей жизни и о жизни твоих родителей, о пропитании и обо всем, что тебе нужно, когда ты предстоишь перед Ним, как сын перед отцом, а Он, как любящий отец, отвечает тебе и дарует тебе благо, — ты должен был бы весь проникнуться радостью и трепетом, и вся твоя душа должна была бы возликовать. Но ты пока что не переживаешь всего этого. Ты смотришь на себя, как на обычного мальчика, такого, как все, — поэтому твою душу все это не волнует, и радость эта тебе не знакома. Более того, из-за того, что ты не научился ощущать все это, бывает временами, что и желание изучать Тору у тебя пропадает, и тогда голос Всевышнего перестает быть тебе внятен.
Именно поэтому мы пришли к тебе, дорогой сынок, именно этому мы и хотим тебя научить. Мы хотим, чтобы лицо твое осветилось прекрасным светом Шехины, чтобы твой мозг, сердце и все тело открылись для Торы и служения Б-гу, чтобы ты ощутил душой близость Г-спода, чтобы ты смог разговаривать с Б-гом и просить Его, как сын просит отца. И чтобы Он бросался исполнять твои просьбы, как отец исполняет просьбы любимого сына.
Дорогой сынок, возможно, мы напугали тебя? Может быть, ты думаешь, что ты еще просто маленький и славный мальчик, который любит немножко побаловаться, поиграть с друзьями, а мы собираемся вдруг сделать тебя стариком, проводящим дни в безмолвных размышлениях, и лишить тебя детства, как будто оно тебе больше не нужно? Ты очень сильно ошибаешься! Ты останешься тем самым мальчиком, которым ты должен быть по своим летам! Ты будешь играть со своими друзьями — такими же хорошими мальчиками, как и ты сам, — и все же достигнешь той цели, которую мы определили для тебя в самом начале! Нужно только знать, как играть и как баловаться, нужно только верить, что Б-г Благословенный властвует действительно над всем, и видит все — даже ваши игры! Ведь каждому понятно, что любой человек, даже самый праведный, должен заботиться о своем теле: есть, пить и так далее, потому что таким создал его Б-г. И вы, мальчики, тоже не можете отказаться от своих игр — вы ведь еще дети! Просто, когда человек пьет или играет, он не должен забывать, что Б-г, Творец всего мира и его Царь, наблюдает за ним, что Ему принадлежит и весь мир, и мы сами.
Мы хотим сделать великое дело: не заставить тебя идти по пути Б-га против твоего желания, но добиться, чтобы ты сам захотел следовать им. Нам будет недостаточно просто принудить тебя делать добрые дела: мы хотим, чтобы ты сам, весь целиком был добрым и хорошим; мы уже говорили тебе об этом. Поэтому мы не можем допустить, чтобы в тебе остался хоть самый слабый след дурных мыслей и чувств. Мы должны проникнуть в твой мозг и твое сердце, исправить все твои мысли и чувства и обратить их к возвышенному.
Мы знаем, что ты все же сомневаешься в наших словах и задаешь себе вопрос: как же возможно сделать из меня, причем прямо сейчас, пока я еще ребенок, такого великого человека, такого любимого сына Б-га, как вы мне обещаете? Ведь ни мой отец, ни отец моего отца не были такими, и сам я — совершенно обычный мальчик! Знай, что и это искаженная мысль, которую нельзя оставлять в твоей душе.
Послушай обращенное к тебе слово Б-га, обрати свое ухо к ответу, который дает тебе твой Небесный Отец. Он вложил этот ответ в уста Своих пророков и мудрецов святой Торы, а мы выберем нужное из их пылающих огнем слов и поможем тебе стать одним из великолепных «ливанских кедров, которые Б-г насадил».
Если ты чувствуешь неуверенность в своих силах из-за того, что твой отец и дед были простыми людьми, — попробуй взглянуть дальше вглубь цепи наших поколений. Кем были твои предки? Пророками, мудрецами Мишны и Гемары, великими раввинами и праведниками. Талмуд говорит (Песахим 66а): «Если евреи не пророки — они сыновья пророков». И величие твоих отцов — это не древняя история. Талмуд говорит, что искра святости твоих предков — пророков и мудрецов — и сейчас горит в твоей душе и душе каждого еврейского юноши, и ты должен лишь разыскать ее внутри себя, раскрыть и вывести наружу.
И не спрашивай себя с удивлением, как ты сможешь подняться к высшей святости, если ни в чем не видишь своего превосходства над остальными мальчиками. Разве ты понимаешь душу каждого из этих мальчиков, разве ты познал внутренний мир «обычного еврейского юноши»? Послушай, какую поразительную вещь говорит тебе Мидраш (Эйха раба):
«Сказал раби Йеуда: Посмотри, как важны для Всевышнего еврейские дети! Когда Санхедрин был изгнан, Шехина осталась на прежнем месте; когда были изгнаны служащие в Храме коэны и левиты, Шехина осталась на прежнем месте; когда же были изгнаны дети, изучающие Тору, Шехина отправилась в изгнание вместе с ними1». Видишь, с какой любовью относится Всевышний к еврейским детям, занятым Торой! Мудрецы, коэны, левиты ушли в изгнание, а Шехина все еще оставалась на своем месте. Но когда ушли дети, Б-г сказал: «Я настолько привязан к ним, что Мое присутствие не может оставаться в месте, где их больше нет. Я понесу иго изгнания вместе с ними, и Я (если только можно так выразиться) буду страдать на чужбине вместе с ними».
И если ты сам пока не в состоянии понять этого, послушай, что говорит пророк Йешая (5:7): «Ибо дом Израиля — виноградник Б-жий, и муж Йеуды — любимое насаждение Его». Весь еврейский народ в целом — Б-жий сад, а каждый отдельный еврей — драгоценное дерево этого сада, которым Б-г наслаждается — если только этот еврей идет по пути Б-га, пути Торы. И ты, юный еврей, — черенок этого дерева.
Сейчас, когда мы говорим с тобой, мы еще не знаем, кто перед нами, да и ты пока не знаешь, кем будешь, когда вырастешь, познаешь Тору и научишься служить Б-гу. Может быть, ты станешь праведником и гениальным законоучителем, и слава о тебе пройдет по всему миру. Может быть, ты станешь богачом, мудрым и богобоязненным, прославишься милостыней и добрыми делами и станешь украшением всего нашего народа. И в каждой еврейской семье будет звучать твое имя, когда родители станут благословлять детей, говоря: «Да удостоишься ты стать таким же, как такой-то». Ведь множество великих мужей Израиля в детстве ничем особенным не отличались, а, посвятив себя служению Б-гу, возвысились настолько, что каждый еврей во все времена знает их, и в тени их мудрости все мы обитаем, и свет их Торы будет освещать наш путь, пока не придет Машиах вскорости, в наши дни.
Мы совсем не хотим сказать, что все юноши одинаково способны. Мы только имеем в виду, что способности — это отнюдь не самое главное. По одним только талантам мы не можем заключить, какова будет судьба юноши. У некоторых талант скрыт так глубоко внутри, что никто из тех, кто знал их в юности, не мог бы поверить, что они станут великими знатоками Торы или праведниками. Но ребенок вырастает — и вот, к величайшему удивлению всех знавших его, перед нами глава поколения, на которого современники не смеют поднять глаз, так они его почитают. Бывает и наоборот: множество мальчиков, обещавших проявиться как выдающиеся личности, светочи изгнания, исчезли в безвестности только из-за того, что в юности ленились и не прилагали достаточно сил для роста. И ты, дорогой сынок, если будешь лениться, как они, — твои таланты, о которых ты сам еще не знаешь, пропадут втуне, Б-же упаси! В твоих руках — не «просто юноша»: если ты станешь лениться, то, быть может, лишишь нас гения и великого праведника, Б-же упаси. Ты можешь навредить не только себе, но и всему нашему народу и его Святому Б-гу. И Шехина плачет об этом и рыдает, говоря: Причитайте, небеса и небесные ангелы, горько плачьте, земля и ее обитатели! Я сотворил Себе мир и задумал поселить в нем великих еврейских мужей, мудрецов и праведников, которые приведут в мир Мое присутствие и освятят Мое Имя; Мои слова они возвестят всем и Моему служению посвятят себя. И вот, соблазны этого мира истребили праведника и великого мужа, прихода которого Я ждал, лишили Меня преданного слуги, который должен был провозгласить Мою святость! Основа Престола святости Моей, опирающегося на землю, подломилась, и моя Шехина должна покинуть этот мир!
Мальчики и юноши народа Израиля! На вас возложена тяжкая ноша, огромная ответственность — гораздо большая, чем вы думаете. Ваша миссия — строительство всего Дома Израилева. Именно вы станете его хасидами, его праведниками, его мудрецами и его законоучителями. Только от вас зависит, когда проявится в этом мире Б-жественное Присутствие и когда придет Машиах. Если вы захотите, чтобы в изгнании наш народ рассеялся и исчез, Б-же упаси, нет у нас пророков, которые смогли бы вам воспрепятствовать. Или если вдруг захочется вам, чтобы наш народ пал еще ниже и чтобы в следующем поколении уже не нашлось ни мудреца, ни праведника, которые взяли бы на себя задачу проявить в этом мире Б-жественную святость, — Б-г не спустится с Небес, чтобы помешать вам.
Может быть, ты надеешься на своих друзей? Может быть, ты думаешь про себя: «Пусть кто-нибудь еще становится великим, а мне стараться не обязательно»? Но ведь если ты станешь лениться, твои товарищи поступят так же; если ты будешь надеяться на них, они тоже будут надеяться на тебя, — и что же будет с Торой? Что будет со святым народом Израиля? Что будет с Шехиной? Еврей, будь ты мужчиной, юношей или ребенком, именно на тебе лежит долг явить миру еврейскую душу и стать опорой нашего народа. Нет ни одного еврея, который имел бы право сказать: «Пусть кто-нибудь другой сделает это»!
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.