Из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)», темы: Воспитание детей, Адмор из Пясечны, Ховат аТалмидим, Изучение Торы, Мусар
Ты беспокоишься — и мы беспокоимся вместе с тобой. Ты должен нести неподъемный груз — мы понесем его вместе с тобой. Именно для этого мы и написали эту книгу. Если ты только внимательно прислушаешься к нашим словам, ты станешь великим. Родники твоей Торы забьют во все стороны, и свет твой зальет все закоулки этого мира таким ярким сиянием, которого ни ты, ни родители твои даже представить себе не могли.
Только не приходи в уныние, не пугайся этой огромной ответственности, потому что уныние — это дурное свойство. Это чувство разлагает разум и душу и ведет к тому, что у человека опускаются руки.
Мы расскажем тебе, как и что надо делать! Каждое утро, встав с постели, сначала соберись с силами и припомни вкратце все то, что мы рассказали тебе до сих пор о твоей великой ответственности. Ты должен начать беспокоиться о том, как исполнить свою задачу — однако именно беспокоиться, но не унывать и не отчаиваться. Эти чувства совершенно различны. Отчаивается тот, кто уверился, например, что все его деньги пропали и вернуть их невозможно. А беспокоится тот, кто точно знает, что глубоко в земле скрыто драгоценное сокровище: он прикидывает, как же выкопать такую глубокую яму и извлечь его. И чем больше он волнуется, тем больше крепнет его решимость и мужество. Он будет радостно и напряженно работать, пока вожделенное сокровище не окажется в его руках!
Каждое утро начинай с этих размышлений о своей ответственности и с этого беспокойства, и не теряй его, произнося благословения на Тору и прося Б-га: «Сделай сладкими, Г-сподь, Б-г наш, слова Твоей Торы в наших устах и т.д.». Вспомни, что наша Тора на самом деле сладка и привлекательна, и проси даровать тебе возможность тоже почувствовать эту сладость. А потом: «И пусть будем мы все… знающими Твое Имя и изучающими Твою Тору ради нее самой». Попроси Властелина мира помочь тебе подняться до той ступени, на которой должен стоять еврейский юноша: изучить Его Тору и узнать Его Имя. Ведь в этом и состоит самая высшая ступень и самое великое наслаждение и в этом мире, и в будущем.
А после этого — просто положись на Б-га, Который услышал твою молитву и Который исполнит твое горячее желание: вложит в твою душу желание изучать Тору и страстное стремление к высшей чистоте и к святости твоего Небесного Отца. Радостно и мощно занимайся своим святым служением, и отныне старайся с каждым днем понемногу избавляться от того беспокойства, о котором мы говорили. (Ведь постоянное беспокойство тоже ослабляет разум, да и само с течением времени становится привычным: никто не может размышлять и волноваться постоянно об одном и том же). Каждый день помни о своей миссии и о своем предназначении, но именно помни, не волнуясь, как человек, который отправился в далекое путешествие и вспоминает время от времени о его цели, чтобы не заблудиться, и о смысле путешествия, чтобы оно не затянулось бесцельно. Изучай Тору и молись, радуясь, что удостоился родиться еврейским мальчиком, самым любимым творением Б-га. Напрягай все силы твоего разума, чтобы понять Тору глубоко и правильно. Не забывай, что тот, кто при изучении Торы обманывает самого себя и не старается полностью разобраться в каждой подробности, и особенно тот, кто во время учебы думает о посторонних вещах, оскорбляет величие Б-га, как бы заявляя, Б-же упаси, что нет необходимости напрягать ум и погружаться в эти слова, записанные небесным огнем.
Старайся во время молитвы как можно сильнее сосредоточиться. Даже если тебе пока трудно вспоминать, когда ты молишься, значение каждого произносимого тобою слова, по крайней мере, все время помни, что ты предстоишь перед своим милосердным Отцом, внушающим трепет Своей возвышенностью и святостью.
Ешь, пей, спи, сколько тебе необходимо, веселись с друзьями — хорошими мальчиками, изучающими Тору и следующими путем Б-га.
И если ты понял и прочувствовал все то, о чем мы рассказали тебе до сих пор, и хочешь послушать, как нужно продвигаться дальше по этому ведущему к Б-гу пути, и чем можно воспользоваться, чтобы привязать себя к Торе и к служению, — тогда мы можем надеяться, что ты достигнешь состояния, в котором о тебе с полным правом можно будет сказать (Ирмеяу 31:19): «Сын Мой дорогой, ребенок, радующий Меня, — когда Я буду говорить о нем, буду вспоминать его еще и еще раз, и всегда буду миловать его».
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваигаш
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
То, что сказал Йосеф братьям, было не просто попыткой спасти их от угрызений совести. Йосеф видел, что братьям очень стыдно, поэтому они могли поссориться на обратном пути.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Бенцион Зильбер
По требованию Йосефа братья приводят к нему Биньямина, который обвиняется в краже кубка. Йосеф хочет, чтобы Биньямин стал его рабом. Йегуда протестует и приводит странную, на первый взгляд, аргументацию.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Евреи в Египте перестали чувствовать себя гостями. Коронация Йосефа стала отправной точкой путешествия в изгнание на более чем два века.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
Биньямин украл чашу, он вор!