Из цикла «Врата востока», темы: Вино, Посещение больных, Ваехи, Грешник, Врата востока, Исраэль Спектор, Упрек
וישתחו ישראל על ראש המטה
«И поклонился Исраэль в сторону изголовья постели» (47:31)
«Яаков обратился лицом к Шехине. Из этого выводят, что Шехина пребывает над изголовьем больного» (Раши).
Однажды увидели рава Хеврона, раби Хизкияу Медини, идущим в жаркий полдень по улице.
Спросили люди: «Куда направляется рав в такое время?»
Ответил рав: «Я иду исполнить заповедь посещения больных!»
«И кто же этот больной?»
«Такой-то».
«Но нарушает законы он, да не увеличится число таких, как он!»
«Во-первых, — сказал рав, — сказано, что даже грешник из народа Израиля полон заповедей, как гранат. Во-вторых, не только больного я собираюсь посетить, но и Шехину, что в изголовье больного».
Пошли люди вместе с равом. Увидев посетителей, приободрился больной и, собравшись с силами, сел в постели из уважения к гостям. Через короткое время выздоровел он, покаялся и не совершал впредь дурных поступков.
וירא ישראל את בני יוסף ויאמר מי אלה
«И увидел Исраэль сыновей Йосэфа, и сказал: Кто эти?» (48:8)
Разве Яаков не знал, кого он благословляет? Ведь уже 17 лет учил он Эфраима и Менаше и не видел в них греха. В книге Ознаим летора дано такое объяснение: есть поступки, уместные человеку простому, но не подобающие главе поколения, призванному являться образцом для людей во всех своих деяниях. Посему хотел Яаков удостовериться, что Эфраим и Менаше достойны уровня глав колен Израиля.
Раби Рафаэль бен Шимон, главный раввин Египта (5607/1847, г. Фес, Марокко — 5689/1928, Тель-Авив) был приглашён освятить свадьбу дочери одного из богатейших людей Египта. Торжество проходило в доме отца невесты, не уступавшего по роскоши дворцу правителя Египта. Понятно, что на свадьбу были приглашены все уважаемые члены общины, именитые горожане и министры египетского двора. В назначенный час в почтении встали гости около хупы. Дрожащими руками передал хозяин дома кубок с вином из собственного подвала р. Рафаэлю бен Шимону, который должен был проводить свадебный обряд, Однако рав, обратившись к хозяину, сказал ему на ухо, что это вино не достойно благословения. Удивленный хозяин, тут же сам спустился в подвал и наполнил кубок вином, ещё лучшим, чем первое. Снова обратился к нему рав и прошептал, что и это вино негодно для благословения. Опять спустился богач в подвал и принес самое лучшее вино, из тех, что у него было. И снова рав тихо, но настойчиво, отказал ему.
Смущенный хозяин извинился и попросил рава сопроводить его в подвал, где уважаемый рав сам сможет выбрать достойное вино.
Когда они спустились, то сказал рав: «Сын мой, к большому сожалению, я не могу благословить твоё вино, ибо это нееврейское вино!» От удивления хозяин дома не мог вымолвить и слова. Тогда объяснил ему рав: «Закон таков: к тому, кто осознанно и открыто нарушает шабат, относятся как к гою, и вино его — нееврейское. К сожалению, достаток и почёт отдалили тебя от пути отцов, и ты открыто, на глазах у всех евреев нарушал шабат, посему вино твоё — нееврейское, и я не смогу благословить его». Слова р. Рафаэля, сравнившего его с неевреем-идолопоклонником, и не признавшего его вино еврейским, потрясли богача.
Придя в себя, сказал он: «Научи меня, раби, как вернуться на путь истины, как вернуться к иудаизму, и с этого мгновения обязуюсь я хранить шабат и быть настоящим евреем!»
Поняв, что слова эти сказаны искренне, ответил рав: «Благословен сын мой, вернувшийся на путь истины. Посему, с этого времени, ты — совершенный праведник, и вино твоё разрешено для благословения».
Рав и хозяин дома вернулись к гостям, чтобы сделать хупу. С тех пор хранил богач шабат и служил Творцу с чистым сердцем, как и обещал.
С разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?