Из цикла «Врата востока», темы: Врата востока, Толдот, Исраэль Спектор, Обещание, Отношения между людьми
(גור בארץ הזאת ואהיה עמך (כ"ו, ג
«Поживи в этой земле, и Я буду с тобой» (26:3)
«... и после этого пришли к нему Авимелех и его военачальник Фихоль, и принял их Ицхак, и согласился заключить с ними союз и сделал им пир. И это исключительное качество, когда человек стремитя к миру, преодолевает себя и свой характер, чтобы простить любому человеку и любить его» (Шла)
Как-то одному жителю Иерусалима довелось провести праздник Суккот в Хевроне и молиться рядом с равом Хеврона р. Хаимом Хизкияу Медини.
Когда пришло время произнести Ошанот, обратился вдруг рав к гостю, но гость не понял, чего тот хочет. Ещё раз с лёгким недоумением повторил рав свои слова на ухо иерусалимцу, и при этом вручил ему лулав и этрог.
Иерусалимец принял лулав и этрог из рук рава. Рав же, надев очки, внимательно посмотрел на гостя, забрал у него лулав и этрог обратно и сам начал совершать обход.
По окончании молитвы, когда гость собрался покинуть синагогу, обратился к нему р. Медини и попросил задержаться, чтобы поговорить с ним и с двумя его учениками Иерусалимец исполнил его просьбу и тогда рав Медини сказал: «Без очков я принял тебя за Элияу — одного из своих учеников, который обычно держит лулав и этрог,– и поэтому поднял на тебя голос. Посему я прошу у тебя прощения в присутствии двух свидетелей, как предписано законом. Скажи: «Я прощаю тебя, прощаю тебя...»
("עקב אשר-שמע אברהם בקלי וישמר משמרתי מצותי חקותי ותורתי "(כ"ו, ה
«За то, что послушался Авраам гласа Моего и хранил завещание Моё: повеления Мои, уставы Мои и учения Мои»(26:5)
Перед отъездом в Эрец Исраэль решил раби Йосэф Давид, повидать своего учителя р. Хаима (Ор ахаим акадош). Ор ахаим обрадовался ученику, благословил его и передал письмо с просьбой положить среди камней Стены Плача. Взял р. Йосэф Давид письмо, спрятал в одежде и, покинув дом учителя, отправился в дальнюю дорогу. После долгих скитаний добрался, наконец, р. Йосэф Давид до Эрец Исраэль. Там он дал клятву, что не будет зависеть от пожертвований, а заработает себе на хлеб сам.
Поселился он в Иерусалиме, купил осла и стал развозить известь по улицам города. Работа была тяжёлой, а заработок — мизерным. Через какое-то время, к несчастью, сдох осёл, а с ним и заработок. Ни одной жалобы не слетело с уст р. Йосэфа. Стал он искать причину своих бед в поступках своих и даже в своих вещах. И тогда нашёл он письмо учителя, которое уже два года должно было лежать меж камней Котеля.
Тут же пошёл р. Йосэф в микву, затем взял письмо и вложил меж камнями Котеля. Стоя в этом святом месте, плакал рав и молился. Подошёл к нему один видный раввин и спросил, о чем он плачет. Рав Йосэф помедлил и ответил: «Вспомнил Я свои грехи сегодня», — и рассказал про забытое письмо. Раввин попросил прочитать письмо. Не мог отказать ему рав Йосэф и показал, куда положил его. Вот, что там было: «Сестра моя, невеста, прошу тебя, приди на помощь моему дорогому ученику». Тут же вернулся Рав кЙосэфу и предложил ему должность учителя.
с разрешения издательства Швут Ами
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Вторая часть Пятикнижия содержит немалое количество чудес. Голос Всевышнего раздается из несгорающего куста, Моше грозит египтянам казнями, и вода Нила превращается в кровь...