Из цикла «История еврейского народа», темы: Христианство, Шабтай Цви, РАМХАЛЬ, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Гетто, Италия
Под властью церкви
Положение итальянских евреев в первые века «нового времени» отличалось от положения евреев остальной Европы. Если из Южной Италии, бывшей в то время испанской колонией, евреи были изгнаны через несколько лет после изгнания из Испании, то в Северной и Центральной Италии несколько десятков лет евреи наслаждались покоем, который пришел к ним вследствие распространения идей Ренессанса. Римские папы не настаивали на строгом, соблюдении ограничений, наложенных католической церковью на евреев. Так же вели себя князья и города. Однако после начала Реформации в Германии, папы начали бороться с чуждыми католической церкви влияниями. Они попытались восстановить духовную власть церкви такой, какой она была в средние века. В первую очередь от этого пострадали евреи.
В Риме евреев заставили вернуться в замкнутое, тесное гетто, в воротах которого стоял крест с высеченной на нем надписью: «Простирал Я руки Свои весь день к народу непослушному…» (Иешаяу 65:2). Было возобновлено требование нашивать специальный знак на одежду. Использовались все доступные средства, чтобы унизить евреев и склонить к вероотступничеству. Детей похищали из родительских домов, а потом заявляли, что они сами захотели креститься. Создавались приюты, где желающие креститься, а также те, кто делал это по принуждению, изучали основы христианства. Расходы по содержанию воспитанников этих домов были возложены на евреев.
В Риме функционировал цензурный кабинет, в обязанности которого входила проверка и уничтожение книг, противоречащих основам католицизма. В начале 5314 (1553) года в праздничной обстановке под дикие крики толпы были сожжены тома Талмуда. Эпидемия сожжения еврейских книг прокатилась по всем итальянским государствам. Для того чтобы избежать уничтожения книг, в Италии было принято постановление, что любая рукопись должна пройти комиссию, состоящую из трех раввинов. Те, внимательно с ней ознакомившись, должны были вычеркивать все места, которые подозревались в оскорблении христианства. Такая комиссия существовала в течение 18 лет в городе Триенте (5305—5323/1545—1563). Евреи передавали этой комиссии рукописи Талмуда, откуда вымарывались все места, вызывающие сомнения христиан, после чего комиссия давала согласие на издание рукописи. С тех пор многие издания Талмуда выходят с этими цензурными правками.
Под сенью Турции
Город Анкона, что на берегу Адриатического моря, тоже находился под властью пап. Римский папа Павел IV выдал инквизиции маранов, бежавших из Испании и Португалии. 24 человека были сожжены. Папа хотел передать инквизиции даже тех маранов, которые являлись турецкими подданными. Однако султан по просьбе дона Йосефа Наси пригрозил папе, что арестует всех католиков в Турецкой империи, если с его подданными в Италии
В Венецианской республике евреи страдали не только от религиозной нетерпимости священников, но и от зависти купцов, боявшихся конкуренции. Правительство торговой республики приняло ряд законов, ограничивающих права евреев, и долгое время над общиной висела угроза изгнания. Все же здесь евреи не были совсем беззащитны. Торговая Венеция зависела от связей с Турцией, и
Евреи Венеции жили в гетто, внутри которого обладали полной автономией. Они имели право самостоятельно решать все вопросы, связанные с управлением гетто, и, пользуясь этим, создали все необходимые для изучения Торы учреждения. Венецианская община была одной из самых обустроенных общин Европы. Очень много внимания венецианские евреи уделяли выкупу пленных. После трагедии 5408 (1648) года они выкупили у турок тысячи евреев, проданных в рабство татарами.
Под властью Венеции находилась Падуя, где в местном знаменитом университете евреи имели возможность учиться медицине и другим наукам.
В Тосканском княжестве церковь добилась заключения евреев в гетто. Священники требовали наложить ограничения на право евреев торговать и заниматься промышленностью, но правительство Тосканы не желало терять доходы, связанные с еврейской торговлей.
Другим крупным центром европейской торговли с Турцией был город Ливорно, где также жило много маранов. С течением времени в Ливорно образовалась самая значительная община Италии.
Центр Торы
Как и в конце средних веков, так и в начале «нового времени» центром изучения Торы в Италии была падуанская ешива. После смерти р. Йеуды Минца (5268/1508) главой ешивы стал его сын Авраам, а затем — зять р. Меир Кацеленбоген (до 5325/1565). Последний был воспитанником польских ешив и учеником р. Моше Иссерлиса. Его ответы на вопросы, связанные с пониманием Закона, пользуются высочайшим авторитетом и в наши дни.
Во времена р. Меира были сожжены почти все книги Талмуда. Недостаток книг повлек снижение уровня обучения в ешиве. Большинство учеников оставили её и переехали в Польшу. И даже после того, как с разрешения Триестской комиссии было выпущено новое издание Талмуда, итальянские ешивы уже не смогли возродить свой прежний уровень.
Итальянские ученые в основном писали комментарии к Танаху и алахические работы. До нашего времени изучают книгу Бина леитим итальянского рава Азарии Фего (умер в 5407/1646 году) и комментарии к Пятикнижию р. Овадии Сфорно.
В пятом веке шестого тысячелетия вирус вульгарного критицизма проник и в еврейскую среду. Появилось несколько комментариев, не соответствующих духу Танаха. Венецианская община жестко отнеслась к такого рода работам, в частности, — к произведению Уриэля Акосты. На появление этих работ р. Йеуда Арье Модина ответил в своей книге Маген вацена. (Известный комментатор р. Йеуда является также автором маленького стихотворения «Сегодняшний день будет весами…», которое читают в цикле молитв новомесячья).
Жертва чужих заблуждений
Движение Шабтая Цви сильно повлияло на итальянских евреев. Насколько поначалу была велика радость его сторонников, настолько горько было наступившее разочарование. Когда после измены Шабтая «пророк» Натан из Азы прибыл в Венецию, ему позволили пребывание в городе только после того, как он отказался от титула пророка. С этого момента община тщательно следила за всеми, кого подозревала в склонности к шабтианству. Всех молодых людей, которые интересовались Тайным Учением, подозревали, что за их занятиями скрывается принадлежность к опорочившей себя секте.
В Падуе от подобных подозрений пострадал величайший еврейский мудрец р. Моше Хаим Луцато. Он изучал Танах, Талмуд и Тайное Учение у главы падуанской общины р. Ишаи Басана, одновременно постигал итальянскую и латинскую литературу и уже в ранней юности был знаменит как блестящий стилист иврита. Будучи двадцати лет от роду, он написал замечательную драму Мигдаль оз. Языком и стилем Зоара написан его труд о Тайном Учении. «Вторым Зоаром» называли его восхищенные поклонники, а один из них написал в письме своему другу, что в работе над этой книгой автор получал руководство свыше. Копия письма попала в руки двух руководителей объединенных общин Альтоны, Гамбурга и Несбаха, р. Ехезкеля Кацеленбогена и р. Моше Хагиза. Они заподозрили автора труда в шабтианской ереси и послали письмо главам венецианской общины с просьбой «вырвать корни, пока не разрослась беда». В ответном письме р. Моше Хаим Луцато писал: «…Создатель дал мне мудрость написать этот труд ради блага Израиля… В присутствии всего своего народа я заявляю, что не грешу тайно и не придерживаюсь нечестивого учения… Я не пророк и не сын пророка…».
Р. Моше Хагиз и р. Ехезкель признали, что Рамхаль (под этой аббревиатурой известен Хаим Моше Луцато) не является последователем шабтианцев. Но при этом они потребовали, чтобы молодой ученый прекратил заниматься Тайным Учением до тех пор, пока не переедет в Святую Землю. Рамхаль со своей стороны принял на себя обязательство не публиковать уже написанных книг по кабале без одобрения своего учителя р. Ишаи Басана и передал ему на ознакомление все свои рукописи. Спустя многие годы, он создал ещё несколько произведений на ту же тему и, с одобрения учителя, издал их. Об этом издании, а также о резкой критической статье р. Моше Хаима на книгу р. Йеуды Арье Модины Ари ноам стало известно главам венецианской общины. Совет общины, одним из членов которого был р. Йеуда, потребовал обязательной цензуры для трудов р. Моше Хаима. Заявление Рамхаля о том, что он признает контроль только со стороны своего учителя р. Ишаи Басана, привело к отлучению р. Моше Хаима Луцато от общины.
Несмотря на то, что р. Ишая Басан и другие почитатели не лишили р. Моше Хаима поддержки, Рамхаль оставил Италию и переселился в Амстердам, где в атмосфере покоя написал пьесу Лишарим Теила (Прославление Честным) и книгу Месилат йешарим. Эта тоненькая книжка до нашего времени является путеводной звездой в мире еврейской этики для сотен тысяч людей.
Сердце Рамхаля рвалось к Святой Земле. Он оставил город, где жил в любви и почете, и отправился в Эрец Исраэль. Но недолго дышал он воздухом Святой Земли. Жизнь Рамхаля оборвалась во время эпидемии 5507 (1747) года. Ему было только 40 лет. Он похоронен на берегу озера Кинерет рядом с великим раби Акивой.
Ровесником Рамхаля был р. Ицхак Ламфаронти из Ферары, составивший огромную энциклопедию талмудической литературы: от авторов Мишны до мудрецов своего времени — Пахад Ицхак. Алфавитный порядок книги облегчает изучение тысяч респонсов итальянских законоведов. Благодаря этой книге мы знаем, что во времена автора Италия не обеднела знатоками Торы. Р. Ицхак Ламфаронти умер в 5516 (1756) году.
В том же поколении жил р. Малахи Акоэн, автор труда Яд Малахи, посвященного разбору общих принципов построения Талмуда.
Публикуется с разрешения издательства Швут Ами
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Как строить и украшать сукку? Законы и обычаи.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Избранные главы из «Кицур Шулхан Арух»»
Когда и как нужно находиться в Сукке (праздничном шалаше), чтобы выполнить заповедь? При каких условиях необходимо говорить при исполнении этой заповеди специальное благословение?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Б-гобоязненный человек позаботится, чтобы за его столом каждый день сидел бедняк; он будет относиться к нему так, словно это один из праотцев, и подаст ему лучшие блюда, как подал бы их небесным гостям.
Арье Шерцер
В этот праздник евреи едят и пьют в шалашах, встречают гостей и учат Тору тоже в шалашах. Даже спать положено в шалаше
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Избранные главы из «Кицур Шулхан Арух»»
из книги "Кицур Шулхан Арух"
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Когда человек пребывает во временном жилище, под кровом Вс-вышнего, Шхина простирает над ним свои крылья, и Авраам и другие ушпизин находятся в суке вместе с ним.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Из книги "Дерех Ашем". Внутренний смысл праздников.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Из Раамсеса — в Суккот
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Возвышенный урок упования на Всевышнего
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тора предписывает жить в суке семь дней точно так же, как все остальное время человек живет в своем доме.