Из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы», темы: Дождь, Недельная глава, Земля Израиля, Экев, Нахум Пурер, Ешива Воложин
Содержание раздела
Продолжая свою напутственную речь, Моше-рабейну призывает евреев скрупулезно исполнять даже «мелкие» заповеди, которыми часто пренебрегают, и обещает им в награду национальное благоденствие.
Завоевание страны Ханаан, продолжает Моше, будет проходить постепенно, без панического бегства местных племен, чтобы опустевшую территорию не заняли дикие животные и у сынов Израиля было достаточно времени для ее организованного заселения. Пророк велит евреям сжечь всех ханаанских идолов и подчеркивает, что Тора неделима и ее нельзя соблюдать выборочно.
Далее он красочно описывает изобилие Эрец Исраэль, страну, где растут пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранаты, маслины и финики, и призывает сынов Израиля не зазнаваться и не думать, что они завоюют Эрец Исраэль благодаря своему военному мужеству и таланту; все их успехи и богатство — от Б-га. Пророк напоминает, что Б-г изгоняет хананеев за их грехи и во исполнение обещаний, данных еврейским праотцам, а не в знак признания заслуг самих евреев, ибо они не отличаются праведностью — весь их 40-летний путь по Синайской пустыне отмечен крупными и мелкими прегрешениями, бунтами против Б-га и Моше.
Приводится хроника событий у горы Синай: от провозглашения Десяти Речений до получения второго комплекта Скрижалей Завета в Йом кипур после прощения греха поклонения золотому тельцу.
Моше вспоминает и другие события Исхода: смерть Аарона и возвышение колена Леви для служения в Храме. Из маленького племени численностью 70 душ, которые спустились в Египет, говорит он, произошел народ, многочисленный, как звезды на небе.
Еще раз описав несравненные достоинства Страны Израиля, Моше произносит слова, ставшие второй частью молитвы Шма, Исраэль! — в них он излагает концепцию вознаграждения за соблюдение законов Торы и наказания за пренебрежение ими.
На крепком фундаменте
Комментируя грозное предупреждение из настоящего раздела «Но если забудешь ты Б-га и пойдешь за богами чужими… то предостерегаю я вас сегодня, что погибнете вы совершенно» (8:19), мудрецы в трактате Тмура Вавилонского Талмуда делают парадоксальный, на первый взгляд, вывод: лучше сознательно отменить изучение Торы, чем забыть ее. Это положение несколько проясняют слова, приведенные в Иерусалимском Талмуде. Б-г говорит: «О если бы только они покинули Меня, но хранили (помнили, изучали) Мою Тору! Свет, который она содержит, вернул бы их ко Мне».
Хафец Хаим так объясняет утверждение Вавилонского Талмуда: пусть лучше евреи будут вынуждены прекратить изучение Торы под внешним давлением, чем сами пренебрегут ею и забудут ее. Потому что, когда нееврейские власти преследуют их, издавая законы, запрещающие изучать Тору, евреи сопротивляются. В тех странах, где насильственно закрывали ешивы, возникали подпольные группы; они продолжали учебу — в подвалах, заброшенных домах, демонстрируя порой чудеса изобретательности. В результате, несмотря на все попытки антисемитов искоренить еврейскую ученость и еврейский образ жизни, им это не удавалось: Тора побеждала.
Но когда сами евреи пренебрегают Торой, ее огонь постепенно угасает. Никому нет дела до нее, потому что невежество порождает высокомерное презрение и агрессивное нежелание знать. Учитывая страшные последствия такого забвения, Моше в конце книги Дварим ободряет нас: «Не забудется она (Тора) в устах потомства». Иными словами, в каждой эпохе найдутся евреи, верные своему духовному наследию и готовые передавать его дальше по цепочке поколений.
В 1891 году министр народного просвещения России утвердил «Правила о Воложинском ешиботе», согласно которым администрация знаменитой Воложинской ешивы должна была выделить в учебной программе два часа в день на изучение светских предметов. Глава ешивы рав Берлин собрал совещание ведущих религиозных авторитетов, чтобы решить, как реагировать на этот указ. Все понимали, что насильственное внедрение нееврейских дисциплин имеет своей целью подорвать основы еврейского образования, вытеснить Тору из умов и душ еврейской молодежи. С другой стороны, неповиновение могло привести к закрытию самой ешивы. Большинство мудрецов были склонны принять меньшее из зол: ладно, пусть будут другие предметы — лишь бы ешива жила.
С ними категорически не согласился авторитетнейший раввин Йосеф Дов а-Леви (Рав из Бриска). Он сказал: «Мы все обязаны укреплять Тору и передавать ее следующим поколениям, но лишь теми методами, которые нам завещали великие предки. Преподавать Тору новомодными методами — это не наша обязанность. Мы должны уйти, и пусть Тот, Кто доверил нам Свою Тору, позаботится о Ней». Его предложение было принято.
Спустя некоторое время мудрость и дальновидность Рава из Бриска стали очевидны для всех. Если бы воложинская ешива приняла ультиматум властей и внесла в программу двухчасовое изучение русского языка и арифметики (на первый взгляд, такое нововведение принесло бы только пользу), этим бы не обошлось: два часа превратились бы скоро в четыре, затем в шесть и, наконец, два часа оставили бы только для Торы. Ешива превратилась бы в гимназию.
Когда речь идет о сохранении Торы, компромиссы бывают опасны. Хотя непокорную ешиву закрыли, сработал «эффект блокированного фонтана»: Тора «растеклась» по всей Литве и Польше, а затем и дальше — в Эрец Исраэль и Америку. Воложинская учебная методика используется теперь повсеместно в мире ешив. Тора была сохранена в чистом, незамутненном виде — как при своем даровании у горы Синай.
Вспоминая эпизод с уничтожением первой пары скрижалей, мудрецы в талмудическом трактате Шабат сообщают, что Сам Б-г благодарит Моше за этот поступок: «Спасибо, что ты разбил их». Потому что иногда для сохранения Торы надо ее… упразднить.
Родительский дом, начало начал…
Превознося достоинства Эрец Исраэль, Моше говорит: «Ибо страна, в которую вступаешь ты, чтобы овладеть ею, не как Египет… где посев, который ты посеял, поил ты с помощью ног твоих, как огород» (11:10).
Рамбан поясняет: в отличие от Египта, расположенного на равнине, которую удобно орошать через систему каналов, Эрец Исраэль — страна гор и долин. Она нуждается в дождях, которые не текут по рукотворным каналам, а выпадают с неба. За дождевую влагу необходимо молиться. Эрец Исраэль, как путник в пустыне, постоянно испытывает жажду. Вода нужна ей круглый год. Поэтому, если евреи нарушают волю Творца, Он не дает дождей, и в стране начинается засуха: земля не принимает посевов, и на ней ничего не растет.
Обо всем этом прямо сказано во второй части молитвы Шма, Исраэль, текст которой взят из настоящего раздела: «И вот, если послушаетесь заповедей Моих… то дам Я дождь стране вашей в срок», а если не будете соблюдать мицвот, то Б-г «замкнет небеса, и не будет дождя, и земля не даст урожая, и исчезнете вы быстро из страны» (гл.11).
Эрец Исраэль — особая страна. Здесь, как нигде в другом месте, ощущается близость к Б-гу. Мы находимся здесь под Его постоянным наблюдением, как дети в родительском доме. И наше благополучие целиком зависит от нашего же поведения. Эта мысль неустанно, раз за разом, повторяется в книге Дварим: если будем жить по Торе — все будет хорошо, не будем — страшно даже представить, что с нами произойдет.
Короче, наша судьба в наших руках. Если мы будем достойны, Всевышний обеспечит нас всем необходимым, и не только нас, а весь мир, ибо, как пишет далее Рамбан: «Б-г удовлетворяет вначале нужды Эрец Исраэль, а затем смотрит, в чем нуждаются другие земли».
Прежде чем описать достоинства Страны Израиля, Тора призывает нас: «Исполняйте же все заповеди… чтобы вы укрепились, и пришли, и овладели страной… и чтобы продлились дни ваши на земле, которую поклялся Б-г отцам вашим дать им и потомству их, — страну, текущую молоком и медом» (11:8,9).
Практически все коллективные благословения и обещания Творца тесно связаны с Эрец Исраэль. Его предостережения тоже неизменно завершаются угрозой изгнать нас из страны. Изгнание — это кульминация всех Б-жественных кар. Ведь Творец обещал, что никогда не уничтожит нас полностью; еврейский народ вечен. Значит, максимум что Он может с нами сделать за пренебрежение Его законом — это лишить нас родины, отправить в изгнание.
Соблюдение заповедей Торы — это не только условие жизни в Эрец Исраэль, но и сама цель. Религиозные евреи из западных стран репатриируются в Израиль не ради материальных благ, не из-за антисемитизма и не в силу национальной убежденности, что все евреи должны жить в своей стране. Просто здесь они могут дать своим детям еврейское воспитание, уберечь их от ассимиляции, а главное, пребывание в Эрец Исраэль дает им возможность выполнять больше заповедей, чем вне ее, и изучать Тору, что, по словам мудрецов, равноценно всем мицвот вместе взятым.
Связь между Эрец Исраэль и Торой очень тесна. Обе они называются в Пятикнижии «наследием» (мораша). Комментируя стих «Положите же эти слова Мои на сердце ваше и на душу вашу» (11:18), Раши говорит: даже находясь в изгнании, выделяйте себя среди окружающих народов исполнением заповедей — накладывайте тфилин, прикрепляйте мезузы к дверным косякам своих домов. И когда вы вернетесь на родину, эти мицвот не покажутся вам чем-то новым.
На самом деле, все заповеди были даны нам для соблюдения в Эрец Исраэль. Мы выполняем их в галуте ради «тренировки», чтобы быть в форме к моменту наступления мессианской эры, точно так же, как еврейских мальчиков учат заповедям задолго до их бар-мицвы.
Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»