Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мы продолжаем знакомить наших читателей с миром израильских ешив. Вашему вниманию предлагается очерк преподавателя ешивы «Толдот Йешурун» р. Азриэля Казакова о ешиве «Геон Яаков», где он учился несколько лет

Мы продолжаем знакомить наших читателей с миром израильских ешив. Вашему вниманию предлагается очерк преподавателя ешивы «Толдот Йешурун» р. Азриэля Казакова о ешиве «Геон Яаков», где он учился с 1997 по 2000 год.

Духовные академии (ешивы) для максимально возможного духовного подъёма человека, для достижения им совершенства своих качеств характера, а также глубокой учёности в области Закона, существовали ещё до получения евреями Торы. После дарования Торы везде, где жили евреи, были ешивы. И как не похож один коллектив на другой, так и ешивы разнятся между собой по тем аспектам воспитания студентов, на которые ставится акцент в каждой из них. Например, в ешиве «Бейт-Йосеф» в Новардоке (Литва, примерно сто лет назад) упор делался на полную сосредоточенность при изучении Талмуда. Ученик, осмеливавшийся отвлечься, наказывался.

В этой статье речь пойдёт о современной израильской ешиве «Геон Яаков» в Бней-Браке. Здание ешивы построил на собранные им деньги, выпускник ешивы «Воложин» (Белоруссия) реб Шимон Лангборт. Реб Шимон был одинок, т.к. потерял во время войны всю свою семью. Он жил при ешиве. Он знал весь Талмуд наизусть и очень любил заниматься им с ребятами. Ребята, желая проверить учёность реб Шимона, приносили ему не тот том Талмуда, а рав Лангборт, в виду слабости зрения, не догадывался об этом и «продолжал читать» с того места, где прервались. Однако если ешиботник умышленно спешил перевернуть лист, то реб Шимон замечал ему: «Погоди, этот Тосфот мы ещё не прошли».

Ешива «Геон Яаков» начала действовать с месяца элул 5738 (1978) года. На пост главы ешивы рав Лангборт выбрал всем известного сегодня рава Аарона Лейба Штейнмана, духовным наставником (машгиахом) пригласил быть р. Довида Менахема Шнайдера из Лондона. Преподавателями стали р. Зеев Берлин и р. Йеуда Цви Эйдельштейн.

Около 20 лет преподавание в ешиве велось на идиш. Это явление совершенно естественно для ашкеназских евреев. Потом было решено перевести обучение на иврит, что дало возможность поступить в ешиву тем, кто не владеет языком идиш.

Как и в любой другой ешиве в «Геон Яаков» принимают ребят с шестнадцатилетнего возраста и изучают с утра до вечера исключительно Талмуд. Существуют ежедневные занятия ребят по парам (хаврусы), уроки для всей ешивы (шиур клали) и по классам. Есть еженедельные хабуры, т.е. выступления по изучаемой теме, подготовленные по очереди одним из учеников для своих одноклассников. Эти выступления потом собираются и публикуются в сборнике (ковец). Есть нравоучительные беседы машгиаха для всей ешивы (сихот) и по классам (ваадим).

Однако отличительное в этой ешиве выражается, пожалуй, в пяти вещах. Во-первых, в подходе рош-ешивы, рава Штейнмана, к воспитанию личности студентов. Ребятам предоставляется свобода строить свой распорядок дня самостоятельно: когда ложиться спать, когда просыпаться, где молиться, в котором часу являться на занятия. И хотя существует официальный распорядок дня ешивы, тем не менее их никто ни за что не станет ругать, угрожать исключением из ешивы. Однако на ваадим машгиах последовательно подчёркивает важность молитвы в ешиве с коллективом и аккуратного посещения сдорим. И тогда каждый выбирает для себя сам, что для него важнее, кем он желает стать. На его выбор никто не влияет. И лишь студенту, чрезмерно нарушающему распорядок ешивы, мащгиах в мягкой форме, по-дружески, делает замечание и предлагает свою помощь. Лишь студента, совершенно отбившегося от рук, исключают из ешивы.

Во-вторых, в длинные лейл-шабат зимних суббот, рош-ешива (здесь и далее под титулум рош-ешива подразумевается рабби Зеев Берлин, практически руководящий ешивой в последние годы) проводит урок по недельной главе. В летние субботы после обеда, что одинаково для всех ешив, рош-ешива даёт урок по книге «Минхат хинух».

В-третьих, на каждую субботнюю и праздничную трапезу, проводимые в ешиве, рош-ешива посылает через одного из ребят написанный на листе вопрос по недельной главе, либо по законам субботы или праздника. Во время еды этот вопрос зачитывается и активно обсуждается ребятами. Эти вопросы расширяют кругозор ребят, т.к. касаются самых различных областей Торы. С другой стороны ответ на них не требует дополнительных знаний, а лишь логического построения. С имеющимися ответами подходят к рош-ешиве.

В-четвёртых, уровень кашрута в ешивской столовой не ниже того, что у рош-ешивы дома.

В-пятых, рош-ешива заботливо, как отец, относится ко всем без исключения учащимся, как во время их учёбы в ешиве, так и после их женитьбы.

Многие из выпускников ешивы «Геон Яаков» сегодня являются преподавателями Торы.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»