Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Содержание главы.

Заповедь зажигать Менору, храмовый светильник (8:1—4).

Подготовка левитов к работе в Переносном Храме (8:5—22).

Сроки службы в Храме для левитов (8:23—26).

Законы Песаха для евреев, вышедших из Египта (9:1—5).

Законы «второго» Песаха — для тех, кто не мог принести жертву Песаха в месяце нисан (9:6—14).

Облако над Переносным Храмом (9:15—23).

Сигналы сбора и выступления на войну, подаваемые трубными звуками (10:1—10).

Еврейский стан поднимается в путь (10:11—28).

Моше приглашает своего тестя Йитро присоединиться к евреям (10:29—32).

Три дня перехода (10:33—36).

Ропот в стане, закончившийся пожаром; требование мяса; Моше жалуется Всевышнему на свою долю (11:1—15).

Выборы 70 старейшин в помощь Моше (11:16—35).

Грех Мирьям и наказание (12:1—16).

Остановимся на этой теме — грех Мирьям. Читаем: «И говорила Мирьям и Аарон (так и написано “говорила” вместо “говорили” — потому что злословила Мирьям, а Аарон слушал, что тоже является грехом) про Моше — о его жене-кушитке (от слова куши, темный, смуглый), которую взял себе в жены, потому что женился он на кушитке… А этот человек, Моше, был скромнейшим из всех людей земли… И возгорелся на них гнев Всевышнего… И вот, Мирьям покрыта чем-то вроде снега… И начал Моше молиться: Б-же, прошу, излечи ее!»

Перед нами тема оговора, злословия, сплетни, того, что на иврите зовется «плохим языком» — лашон ара. Плохой язык (злой, он же поганый) абсолютно запрещен. Во многих местах Торы мы встречаем это запрещение.

Жену Моше звали Ципора. Она была дочерью Йитро, бывшего мидьянского священника, человека уважаемого и праведного. Йитро когда-то приютил Моше, бежавшего из Египта. Теперь, увидав, с какими чудесами евреи вышли из «дома рабства», он принял на себя веру во Всевышнего. Ципора тоже была праведницей. Но так получилось, что Моше, занятый руководством народа, отдалился от жены, на что та нечаянно пожаловалась его сестре. И тогда Мирьям сочла возможным бросить несколько злых слов в адрес Моше.

Нельзя обижать человека словом, даже если оно обращено не к нему, а к кому-то другому. Мол, смотри, что делает такой-то. Если в результате такого разговора падает статус обсуждаемого человека в глазах того, к кому эти слова обращены, то перед нами — лашон ара в чистом виде. Правило простое: если вы хотите сказать о данном лице нечто такое, что ему бы самому явно не понравилось, когда б он эти слова услышал, — то не произносите ничего!

Из истории с Мирьям мы учим несколько добавочных правил: нельзя говорить «плохие слова» даже о близких нам людях, даже о тех, кто в силу скромности не возражал бы против них; нельзя говорить их даже про того, кто многим нам обязан (в свое время Мирьям спасла жизнь Моше); нельзя говорить их даже ближайшим родственникам и друзьям, тем, кто их никому не передаст (брату, жене и т.д.); нельзя говорить их о праведниках и больших людях: мол, будь он ниже в своей праведности, я бы смолчал, но для своего уровня он ведет себя недостойно.

Если мы хотим кого-то научить уму-разуму, то скажем ему об этом наедине, не срамя перед людьми. А если он не хочет нас слушать? Тогда, если мы уверены в своей правоте, т.е. знаем, что он на самом деле совершает предосудительные поступки, на которые мы бы сами никогда не пошли, — тогда действительно, делать нечего, пора обращаться в раввинский суд. Но не злословить! Но не порочить!

Мирьям причинила своему брату Моше боль. И была наказана страшной болезнью. Что сделал Моше? Стал молиться за Мирьям.

Важное правило: если тот, кто хотел нам зла, понес наказание, мы должны помочь ему. «Б-же, прошу, излечи ее!»


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»