Из цикла «Врата востока», темы: Врата востока, Земля Израиля, Шлах, Хеврон, Исраэль Спектор, Вера
"ויעלו בנגב ויבא עד-חברון" (י"ג, כ"ב(
“И взошли они, а он дошёл до Хеврона” (13:22)
Калев бен Йефунэ пошёл молиться на могилу праотцев, чтобы укрепиться духом и не поддаться влиянию других разведчиков (Раши).
Раби Йосеф Даян (5684/1924 – 5750/1990), кабалист, которого рав Кадури называл одним из тридцати шести скрытых праведников, часто приезжал в Хеврон, но старался не оставаться там на ночь из-за случая, о котором он сам рассказывал.
Однажды рав приехал на ночь в Хеврон, чтобы помолиться. Поскольку пещера Махпела – могила праотцев – закрыта по ночам, он взял свечу и, сев неподалеку от пещеры, стал учиться с истинным вдохновением. Неожиданно на рава обрушился сильный удар; подняв голову, рав увидел араба, которому он явно “не понравился”. Вдруг араб упал, поднялся – и ещё раз упал, и так повторилось несколько раз, и при этом испуганный араб страшно кричал: “Оставь меня, оставь!” Наконец, перестав падать, он бросился бежать со всех ног. Чудо сотворено мне с небес, но каждое чудо – уменьшает награду. Посему прекратил я оставаться в Хевроне на ночь...
* * *
В течение многих лет запрещали арабы евреям приходить на могилы праотцев в Хевроне.
Праведник Амрам бен Диван родился в Иерусалиме и переехал жить в Хеврон.
Он был послан в страны Северной Африки собрать деньги для ешивы святого города Хеврона. Наряду со сбором денег он учил евреев Марокко Торе, создавал ешивы и т.п. В 5533 году (1863) он вернулся в Эрец Исраэль и направил свои стопы в Хеврон, где преподавал в местной ешиве.
Однажды охватило его душу страстное желание помолиться в пещере Махпела рядом с могилами праотцев, но что же делать, если арабы не пускают евреев в пещеру? Одел рав мусульманскую одежду и зашёл внутрь без затруднений. Там, в пещере Махпела, рав Амрам с воодушевлением помолился. Когда же вышел на улицу, один из арабов узнал его и донес властям. Праотцы защитили рава: один из служащих канцелярии градоначальника сообщил раву, что его должны арестовать и отправить в тюрьму. Раби тотчас же покинул Хеврон и отправился в Марокко.
"אם חפץ בנו ה' והביא אתנו אל-הארץ הזאת ונתנה לנו ארץ אשר-הוא זבת חלב ודבש: אך בה' אל-תמרדו ואתם אל-תיראו את-עם הארץ כי לחמנו הם סר צלם מעליהם וה' אתנו אל-תיראם" (י"ד, ח-ט(
“Если благоволит к нам Г-сподь, то введёт нас в землю эту и передаст её нам, землю, которая течёт молоком и мёдом. Только против Г-спода не восставайте и не бойтесь народа земли той; ибо он достанется нам на съедение, ушла от них защита их; с нами же Г-сподь, не бойтесь их” (14:8-9)
У рава Ицхака Халеда (5628/1868 – 5701/1941), главного раввина города Саны (Йемен), была особая любовь к Земле Израиля. Рассказывают, что в 5689 году (1929) получил рав сообщение о погромах в Эрец Исраэль перед наступлением шабата. Тут же собрал всех руководителей общины в синагоге и срывающимся голосом, задыхаясь от слёз, сообщил страшные новости, показывая при этом газеты и полученные письма.
Когда рав увидел отчаяние, охватившее собравшихся, то возгласил со слезами на глазах: “Не бойся, червь Яаков, народ Израиля” (Йешаяу 41:14) и сказал: “Укрепитесь, Б-г с нами, не бойтесь, подымайтесь и езжайте в Эрец Исраэль, оживите её и защитите её честь, и тем самым принесём избавление нашему народу”. На той же неделе рав объявил, что вся община соберётся в определённый день на молитву, чтобы помянуть убитых во время погрома. В конце поминовения он сказал: “Неужели вы думали, что Земля Израиля будет искуплена без трудностей и кровопролития? Не отчаивайтесь, мы должны преодолеть всё и Г-сподь поможет нам получить Эрец Исраэль!”
В тот же день рав был вызван к имаму Йемена по обвинению в ведении пропаганды в пользу евреев Израиля. Община в страхе ждала ареста рава, но он не испугался и пошёл к имаму со спокойным сердцем. Имам спросил рава, правда ли то, что говорят. Рав ответил: “Я – рав общины и творил молитву во имя наших братьев, убитых в Иерусалиме, да будет отомщена их кровь!” Имам поверил раву и отпустил его. Когда спросили рава, не страшно ли было идти к имаму, ведь нельзя же рассчитывать на чудо, ответил рав: “Достойна Земля Израиля, чтобы быть арестованным из-за неё!”
"במספר הימים אשר תרתם את-הארץ ארבעים יום לשנה תשאו את-עונתיכם "(י"ד, ל"ד(
“По числу дней, в течение которых вы обозревали землю, сорок дней, по году за каждый день, понесёте вы наказания за грехи ваши” (14:34)
Необходимо верить Творцу и в особенности, когда Он пообещал что-либо, и примером тому случай с разведчиками (Ральбаг).
Однажды утром раби Эзра Атия пришёл в ешиву Порат Йосеф, которую он возглавлял, и увидел, что учащиеся что-то возбужденно обсуждают.
“В дом Б-га пойдём взволнованные” (Теилим 55:15), – сказал рав. – “Что случилось?”
Рассказал один из учеников ешивы, что правительство подняло цены на масло и другие продукты питания. Посему ученики, доходы которых и так невелики, должны будут теперь ещё больше ограничить себя. Понятное дело, что все взволнованы и озабочены!
Выслушал их раби Эзра и сказал: “Говорит Гемара (Бейца 16), что пропитание человека определено ему от Рош ашана и до Рош ашана. Пропитание, сказано, а не деньги, не монеты... Это означает, определено изначально, сколько масла будет у вас, и не имеет значения, сколько оно будет стоить! Поэтому вы можете сидеть и учиться с трезвой головой и со спокойным сердцем...”
Публикуется с разрешения издательства "Швут Ами"
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.