Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Что касается врагов и недоброжелателей — в этом вопросе следует положиться на Творца: терпеть от них оскорбления и не платить им той же монетой, а, наоборот, воздавать им добром и помнить, что как успехи, так и беды человека — в руках Всевышнего»Ховот а-Левавот
Вера включает в себя признание царства Б-га и осознание своей ответственности перед Ним. Это фундамент жизни верующего, цель Творения и способ соединения с Всевышним, ведущий к вечной жизни.

«Трепет Властелина, это вера» (Зоар 1 141а)

Как мы выяснили, вера — это не только знание или словесная декларация. Это образ в душе, в ощущении жизни. Эта трепет Всевышнего, это врата к ощущению веры в самой жизни, к единению веры с этим миром. «Трепет Всевышнего, — это врата восхождения, сад веры» (Зоар, 1, 11).

Ощущение присутствия у стоящего перед Всевышним: «творение мелкое и презренное, темное, и слабо осознающее, пред Тем, чье сознание совершенно».

Это осознание веры, ощущение веры в самой жизни — ощущение того, что человек стоит перед царем: «представляю Всевышнего перед собой всегда — это великое правило в Торе и в достоинствах праведных, “ходящих перед Всевышним”. Ведь когда человек сидит, движется и занимается чем-либо, будучи один в доме, это происходит совсем иначе, чем когда он сидит, движется или действует перед великим царем. Не так он говорит, и разевает рот со своими домашними, как говорит в присутствии царя. Тем более, если человек обратит внимание, что великий Царь — Святой, благословен Он, слава Которого наполняет всю землю, стоит над ним и видит все его дела. Как сказано: » Разве сокроется человек в тайниках, а Я его не увижу!? Слово Всевышнего!». Сразу придет к нему трепет и смирение в страхе Всевышнего, и будет он стыдиться Его всегда». (Морэ Невухим 3:52).

Страх этот — это осознание Б-жественности вплоть о ощущения ее присутствия: «Страх этот относится к самой Б-жественности Всевышнего, ведь на армейском языке слово Б-жественность, переводится словом, означающим страх» (Маараль, Натив ират а-Шем 1).

Слово «страх» (יראה) на святом языке, состоит из тех же букв, что и слово «видение» (ראיה)

Этот страх — фундамент исполнения всех заповедей, как приводит это Рамо в начале Шулхан Аруха, о порядке жизни еврея.

И также, в том самом откровении, которое стало фундаментом веры евреев, Он же внедрил страх в их сердца: «Ради того, чтобы был страх на лицах ваших» (Шмот 20:16). И засвидетельствовал о них Создатель: «О, если бы оставалось у них это (расположение) сердца бояться Меня и соблюдать все Мои заповеди во все дни…» (Дварим 5:26).

Страх, вместе с ощущением присутствия, гарантирует исполнение предостережения «Берегись, дабы не забыть…». «И еще относится к предостережениям, связанным с сердцем “Берегись, дабы не забыть Г-спода, Б-га твоего” (Дварим 8:11), и сказали мудрецы, что везде, где сказано “Берегись, дабы не…", или “не…"[1], означает [заповедь] “не делай”. А это, предостерегает нас помнить о Всевышнем, каждую минуту” “Врата раскаяния, врата 3:27).

Знание о царстве

“Представляю Всевышнего перед собой всегда… великий Царь — Святой, благословен Он… стоит над ним…”. (Морэ Невухим 3:52). Признание царства, — это основа всей жизни верующего, в исполнении Торы и заповедей.

“Дабы принял на себя ярмо царства в начале, а потом, принял на себя ярмо заповедей” (Брахот 13а). И так написал Рамбан о заповеди веры: “Рамбам писал, что первая заповедь, которая нам была заповедана, — о вере в Б-жественность. Это значит, что мы должны верить, что есть причина и источник, и она вершит все сущее, и об этом сказано: “Я, Г-сподь, Б-г”. Сказало писание, этими словами, что вера эта не запредельна, не далека. И так в словах мудрецов прямо сказано, что это принятие царства Его, и это вера в Б-жественность. Сказано в Мехилте: “Не будет тебе других богов”. Из-за чего это сказано? Из-за того, что Он сказал: ” Я, Г-сподь, Б-г …". Это подобно тому, как царь посетил некий город, и сказали ему слуги его — дай им законы. Ответил царь — нет! Когда примут мое царство, дам я им законы, ведь если он не принимают мое царство, как они примут мои законы!? Так сказал и Всевышний Израилю: ” Я, Г-сподь, Б-г, не будет тебе других богов предо мной” — Я, тот, что царство Мое вы приняли во Египте? — Ответили он — Да! Как вы приняли мое царство, так примите и мои законы — “не будет тебе…” (Рамбан, Возражения на Рамбама, там).

Вера в единство Создателя, называется “Принятие ярма царства небес” (Брахот, там).

Это — цель Творения

Признание царства, вера, что мы его творения, и признание, которому это обязывает, это и есть цель Творения вообще и творения человека. Как и говорит об этом Рамбан: “А намерение во всех заповедях — дабы мы поверили во Властелина нашего и признали, что Он Создатель. И это намерение в сотворении мира — ибо нет нам другого в начале творения. Б-г Всевышний хочет бытия нижних только ради того, чтобы человек признал Его сотворившем его Властелином” (Рамбан, конец главы Бо).

В исполнении этой цели, верующий соединяется со Всевышним, и удостаивается в этом единении вечной жизни будущего мира. Это знание следует утвердить в сердце, ибо оно возвышенно.

В завершение этого раздела

Таким образом, мы объяснили в этих главах аспекты веры.

Мы узнали, что не следует думать, как те глупцы, что бытие Создателя, как и остальные Основы религии, это “вера”. Ибо это не так, это — истина. А вера, — это знание, сформированное в душе человека.

Мы узнали, что не следует думать, как те поверхностные люди, что считают, будто вера, — это только чувство или осмысление. Ведь вера, — это знание и образ в душе, самой “жизненности” верующего — в его верности вере.

Вера была заповедана также и поколению получивших Тору в Синайском откровении. Несмотря на то, что все они знали, на уровне пророков, Основы веры, и тем не менее, им было заповедано верить. Ибо нет предела тому осознанию и тому образу в душе. И чем больше раскрытие, тем сильнее обязанность, ибо вера обязывает построить мир ясности, без малейшего сомнения.

Требование выдержать испытание веры, соответствует раскрытиям — ибо вера — это прочная верность истине. Верность обязывает отдать свою жизнь, подчинив ее ярму Торы и заповедей. Верность обязывает самопожертвованию, это означает выстоять в испытаниях освящения Его великого имени даже в смерти.

Вера, — это единение с истиной, и чем сильнее это единение, тем более человек достоин единения с вечностью — жизни в будущем мире.


[1] В оригинале “אל”, не самая употребляемая форма отрицания “не”

 


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше