Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Вдохновляясь пророческими словами и мудростью наших предков, мы исследуем противостояние Всевышнего и Амалека, притчи о ворах и сынах в пути, а также глубину обетований Б-га Яакову.

…Ангелы народов поднимались по лестнице, чтобы возвеличиться, и потому прилагали усилия к тому, чтобы спустились другие, ведь когда один народ возвеличивается, другие опускаются. И даже если от свергнутого со своего величия народа останутся бедные и немощные, на них не станут обращать внимания, так как время их народа прошло. Но последний народ, который придет к власти, Амалек, о котором сказано: «В конце навечно пропадет», не такой. Другие народы свергают своих предшественников, только чтобы иметь возможность возвеличиться самим, а потому не гонятся за слабыми и немощными, а оставляют их в покое. Но про народ Амалек сказано: «Не останется выжившего из дома Эйсава»[1] (Амалек его потомок), потому что: «И гнался за всеми слабыми твоими»[2] — Амалек хочет не просто царствовать сам, но и истребить других. Поэтому Б-г сам свергнет его, как сказано: «Война у Б-га с Амалеком»[3]. И это то, что говорит пророк: «»И ополчусь Я против них», — сказал Б-г Воинств»[4] — Я сам. «И уничтожу Я у Вавилона имя и потомство — сына и внука». Амалек хочет не только властвовать, но и истребить другие народы, чтобы от них ничего не осталось. Об этом говорил пророк: «»Если поднимешься высоко, как орел… оттуда свергну Я тебя», — сказал Б-г»[5] — Я сам. И разъясняет пророк: «Если воры пришли к тебе и грабители ночью. наворуют столько, сколько им требуется»[6].

Притча.

Один человек захотел въехать в дом, где раньше жил кто-то другой и пожелал, чтобы дом был полностью очищен от всего, что там было. Ночью в тот дом забрались воры и совершили кражу. Этим желание нового хозяина дома не было до конца выполнено, так как воры берут только то, что им нужно — вещи в добротном состоянии и дорогие. Они не станут забирать старую посуду или обноски.

Поэтому пророк назвал народы, которые свергают других, ворами. Их основное желание — властвовать, то есть, собственная выгода, а не уничтожение властвовавшего ранее народа, как у вора основное желание забрать то, что ему может пригодиться. А поскольку Всевышний хочет полностью уничтожить Амалека, «… чтобы стереть тебя из памяти людей», то Он сам должен будет свергнуть его. Теперь становится понятно: «Всевышний показал Яакову ангела Вавилона…» и до ангела Эдома, который поднимался, но не опускался, так как он будет свергнут последним самим Всевышним, а потому Яаков не мог знать, когда это произойдет, как сказали мудрецы[7]: «Если сердце не открыло рту, рот кому откроет?» (Здесь образное высказывание. Мысли связаны с сердцем, а рот выводит мысли наружу. Имеется в виду, что мысль о будущем избавлении евреев и падении Амалека существует в «сердце» — в замыслах Творца, но он это не открывает. Есть мнение, что Яаков и Даниэль знали время избавления, но в итоге Б-г скрыл это и от них, и они забыли то, что знали — прим.).

Поэтому Яаков испугался и кричал: «Неужели этот (ангел Эдома) не спустится никогда?!» А Всевышний успокоил его: «Не страшись Яаков…» «… оттуда свергну Я тебя (Эдом), — Сказал Б-г» — Я сам свергну.

«И вот буду Я С тобой (когда ты будешь у Лавана и при встрече с Эйсавом — комментарий Раши)… и верну тебя (в землю Израиля)… и не оставлю тебя как Я говорил…»[8][9].

Написано в Мидраш Раба: «На все просьбы Яакова Всевышний ответил, кроме просьбы о пропитании. Яаков молился: “Если будет Б-г со мной, и сохранит меня на этом пути… и даст мне хлеб для еды… и возвращусь с миром…”111. А Всевышний сказал: “И вот буду Я с тобой, буду хранить тебя. и верну.”. (Яаков просил, чтобы Б-г был с ним, и Б-г ответил: “Вот … Я с тобой”. Он просил сохранить его в пути, и Б-г ответил: “…буду хранить тебя всюду, куда ты пойдешь”. Просил вернуться с миром в дом отца, и Б-г ответил: “. верну в землю эту” — прим.) Сказал рабби Иси: Всевышний ответил и на просьбу Яакова о пропитании, как сказано: “… не оставлю тебя”.

Следует разъяснить, почему Всевышний не ответил на просьбу Яакова о пропитании, и почему рабби Иси считал, что ответ на эту просьбу содержится в словах: “… не оставлю тебя”. Можно понять это при помощи притчи.

Притча.

Один человек посылал сына в дальний путь. Он приготовил ему все, что понадобится в дороге и кошелек с деньгами на расходы. Во время приготовлений они узнали, что на дороге появились вооруженные группы. Отец сказал: “В таком случае я сам должен буду поехать с сыном, чтобы охранять его в пути”. Когда они садились в повозку, сын спросил: “А где кошелек с деньгами, который ты приготовил мне на дорожные расходы? Дай мне его”. Ответил ему отец: “Зачем тебе этот кошелек? Я еду с тобой, и я позабочусь обо всех твоих нуждах!” Смысл этой причти в том, что сразу, когда Яаков отправился в путь, Всевышний пообещал ему: “И вот буду Я с тобой… и буду хранить тебя… и не оставлю тебя…”. Поэтому не было нужды отвечать на просьбу Яакова о пропитании, ведь Всевышний, который будет с ним в пути, позаботится об этом. И рабби Иси разъясняет, что словами: “… и не оставлю тебя” Всевышний отвечает и на просьбу Яакова о пропитании — Я буду с тобой постоянно и как только ты чего-то попросишь, сразу дам тебе.


[1] Овадья 1:18

[2] Дварим 25:18

[3] Шмот 17:16

[4] Йешаяу 14:22

[5] Овадья 1:4

[6] Овадья 1:5

[7] Сангедрин 99

[8] Берешит 28:15

[9] Берешит 28:21

 

 


Хотя Лея и была не самой любимой — свою вторую жену, Рахель, Яаков любил сильнее — именно от Леи ведут свой род половина израильских колен, в том числе, колено Йеуды. И именно Лея похоронена рядом Яковом в Хевроне. Читать дальше