Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Нет славы, кроме Торы, как сказано: “Славу мудрецы унаследуют”»Пиркей Авот 6, 3
В преддверии праздника Суккот герой нашего рассказа оказывается втянутым в череду неожиданных событий. Однако всё меняется, когда он застревает в морозильной камере ешивы.

Перед Суккотом город Бней-Брак превращается в одну сплошную пробку. Кто едет за схахом (крышей) для сукки, кто четыре вида растений ищет, кто новую одежду к празднику покупает… Даниэль все эти проблемы уже решил, ему оставалось только закупиться продуктами для праздничных трапез. Ехал он в супермаркет, но застрял в пробке и от скуки читал все вывески и надписи. Его взгляд упал на объявление в окне мясной лавки: «сумасшедшие скидки». И тут же, как нарочно, стоящий на парковке возле лавки «хюндай» начал делать попытки выехать на проезжую часть. «Это знак!» — подумал Даниэль, и, произведя с «хюндаем» почти акробатическую рокировку, припарковал машину и зашел в магазин.

Цены в магазине действительно оказались очень даже подходящими. Даниэль так воодушевился, что накупил разных мясных продуктов на все дни праздника, с учетом гостей. Получилось шесть коробок! Вот жена будет довольна его хозяйственностью и инициативностью! Жена была довольна… но не слишком:

— Это замечательно, что ты купил так много мяса со скидкой… Но где же мы будем всё это хранить? Одну коробку я как-то утрамбую в морозилку… Из второй сегодня наготовлю разных блюд… А куда девать остальное?

Да, это была дилемма… Сдать все обратно в магазин? Жалко. Купить еще одну морозильную камеру? Её некуда поставить, да и в одну морозилку всё не влезет, не покупать же три?! Попросить соседей, чтобы они подержали пока мясо у себя? А у них откуда место в морозилке перед праздником? В результате, было решено, что Даниэль отвезет все коробки в ешиву, в которой он преподаёт, — там есть небольшой морозильный склад.

Секретарь ешивы сначала был против:

— Это что же будет, если все сотрудники начнут использовать ешивный холодильник как свой собственный?

— Пойми, реб Арье, тут дело серьезное, речь идет о «шлом байте», мире в семье…

— Ладно, ради шлом байта — привози свои коробки.

На третий день праздника в холодильнике начали появляться просветы, так что Даниэль не удивился, получив от жены список продуктов, которые необходимо срочно привезти из ешивной морозилки: куриные бедрышки, упаковку мяса на гуляш и целую курицу для супа. А поскольку в полупраздничные дни не принято делать записи, то список был выдан устно, с просьбой ничего не забыть и не перепутать: на гуляш, а не на чолнт, это разные вещи.

Даниэль сел за руль и поехал, повторяя в уме: «Бёдрышки — три, курицу целую, мясо — гуляш». Вдруг кто-то крикнул ему прямо в открытое окно машины:

— Шалом, рав Даниэль!

Это был Акива, сын его старого приятеля из Хадеры, Менахема.

— Рав Даниэль, поздравьте меня, я обручился!

Вот это да! Сколько Менахем и его жена молились, чтобы Акива наконец нашел себе подходящую невесту — Акиве было уже… 37? Да нет, целых 38 лет!

— Мазаль тов, мазаль тов! Как я рад! Передай отцу мои поздравления!

— Как? — Акива как будто даже немного обиделся. — Вы не позвоните ему сами, чтобы поздравить?

— Ох, да, да, конечно, я позвоню ему сегодня же! Счастливо, хаг самеах!

Даниэль помахал Акиве рукой и завёл мотор. Вот привезет жене продукты — и позвонит. Или позвонить сразу? Нет, звонок по телефону — это не то. Надо прямо сейчас поехать и поздравить Менахема лично! А то как-то не по-дружески получается.

Недолго думая, Даниэль направился из Бней-Брака в Хадеру, к Менахему. Ехал больше часа. Но зато когда приехал — ни капли не пожалел. Уж так Менахем был рад ему! Они и обнялись, и поговорили, и выпили лимонаду — ни в какое сравнение не идёт такая встреча с сухим телефонным звонком. Провожая Даниэля до машины, Менахем сказал:

— Приглашение на свадьбу я тебе пришлю где-то на Хануку. Только приезжай непременно! Станцуем с тобой и споем вдвоем без оркестра, а капелла, как когда-то, помнишь?

— Споём, дружище, споём, с Б-жьей помощью! Мазаль тов! Я поехал. Жене обещал продукты привезти…

***

Через час Даниэль стоял в темной морозильной камере своей ешивы и вытаскивал из коробок «бёдрышки — три, курицу целую, мясо — гуляш», подсвечивая себе фонариком мобильного телефона. Всё, вроде бы, ничего не забыл, пора на выход.

Но выхода не было. Морозильная камера захлопнулась. Что делать? Конечно, звонить! Звонить Арье, секретарю! Бесполезно — приёма нет. Да и откуда приём в этом бункере? Вон какие стены толстые. Так, дальше. Внимательно всё осмотреть! Даниэль прошелся фонариком по стенам. Индикатор температуры показывал — 28 градусов. Слава Б-гу, кнопка срочного вызова! Но кнопка проваливалась, не издавая никаких звуков. Видимо, не работает. А если покричать в щель двери? Щели никакой в морозилке не было и быть не могло, но Даниэль всё же подошел к захлопнутой двери, крикнул несколько раз изо всех сил: «По-мо-ги-те!!!» После каждого раза долго прислушивался, в надежде уловить хоть какой-то звук, кроме ровного гудения компрессора.

Выхода нет. Сколько ему осталось жить — час, два? Пора читать Шма Исраэль, последнюю исповедь, видуй. Пока не заледенели пальцы, написать завещание… Ручка не пишет, чернила замерзли. Хорошо, что в другом кармане нашёлся карандаш. Никогда не думал, что так сложно писать, если весь дрожишь…

Прошло 22 минуты. Дышать становилось всё тяжелее. Даниэль сидел на коробках и шептал замерзающими губами: «Нет никого, кроме Тебя, Вс-вышний, я в Твоих руках…» Спасение не приходило.

Тогда Даниэль решил поговорить со Вс-вышним в самый последний раз — не написанными словами молитвы, а от себя, из оставшихся сил своего разума:

— Господи, послушай меня в последний раз… Ты же видел, я только что ездил в Хадеру. Зачем? Только чтобы выполнить Твою заповедь — порадовать еврея! Этот еврей, Менахем, так хочет, чтобы я потанцевал с ним на свадьбе его сына… чтобы мы спели с ним вдвоем. Вс-вышний, прошу Тебя, позволь нам спеть и станцевать вместе…

В эту минуту произошло невообразимое. Экран мобильного телефона, который несколько минут назад совсем «умер» от холода, вдруг засветился. Индикатор приёма по-прежнему показывал «ноль», но Даниэль всё равно нажал кнопку вызова, и… телефон запиликал, набирая номер Арье, секретаря ешивы! Не веря в своё спасение, Даниэль услышал в трубке два гудка, а потом голос:

— Кто это? Перезвоните после праздников, я не отвечаю сейчас на звонки!

Главное — не дать ему повесить трубку, другого шанса не будет!

— Это я, Даниэль, спасите, я закрылся в морозильном скла… — и телефон отключился. Но это было уже неважно. Секретарь с ключом в руках уже сбегал по ступенькам вниз, уже отпирал морозильный склад, уже подхватывал Даниэля под руки, выводя его из страшного ледяного заточения…

Потом, когда Даниэль отогрелся и пришел в себя, он рассказал Арье про чудо, которое произошло с его мобильным телефоном. Секретарь смотрел на него, пораженный:

— А ведь это не единственное чудо! Вообще-то, я обычно отключаю телефон на все дни праздников Суккот и Песах и провожу эти дни с семьей. И сюда, в ешиву, я в праздники тоже не захожу! А тут так совпало, что я буквально на минутку забежал в офис за книгой, а телефон включил, потому что ждал звонка от жены — она должна за мной заехать… И тут как раз ты позвонил — фантастика! Ну что, пригласишь меня на благодарственную трапезу в честь твоего чудесного спасения?

 


Пожалуй, ключевые события в еврейской истории (да и в мировой тоже) описаны в книге Шмот. Здесь и египетское рабство, и чудеса Исхода, переход через Красное море, дарование Торы и заповедей на горе Синай... Открывается книга Шмот одноименной главой. Читать дальше