Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Размышления рава Якова Бучковского о страшной резне 7 октября и о годе войны, который прошел. Что этот год пришел нас научить?

Заканчивается тяжелейший год в истории еврейского народа. Уже год еврейский народ ведет войну с врагами, окружающими нас со всех сторон и недвусмысленно заявляющими, что единственная их цель — уничтожить нас, стереть с лица земли.

Такой год требует от нас, чтобы мы посмотрели на происходящие события не поверхностным, а глубоким взглядом, и постарались понять, в чём состоит желание Б-га. Конечно, Б-г хочет, чтобы мы укрепились в Торе и трепете перед Небесами. Но мы обязаны задуматься также и о том, какую роль играют катастрофа Симхат Тора и затяжная война Израиля с арабским миром в историческом процессе. Нет сомнения, что мы приближаемся к Конечному Исправлению. Поэтому особенно важно обратить внимание на духовные корни происходящего.

Еврейские мудрецы учат, что любая война на земле начинается с войны в духовных мирах, где ангелы народов спорят между собой. Это означает, что войны вспыхивают тогда, когда между духовными корнями народов развиваются непримиримые противоречия.

Война между Израилем и арабским миром началась после целого года войны евреев друг с другом вокруг так называемой «судебной реформы». Внешне это выглядело как политическое противостояние между «правыми» и «левыми». Большая часть правительства в Израиле принадлежит к «правым», а суды — к «левым», и «левые» боятся и не хотят отдавать «правым» всю власть. Насколько они этого не хотят — показал Йом Кипур 2023-го года, когда суд утвердил решение тель-авивской мэрии — запретить проведение молитвы на городской площади. Это мероприятие якобы демонстрирует гендерное неравенство — ведь мужчины и женщины хотели молиться отдельно, как это традиционно принято у евреев и как они это делали многие годы. Но война вокруг реформы привела к тому, что «левые» запретили им и это.

Дебаты между «правыми» и «левыми» существуют не только в Израиле. «Правые» выступают за национализм и объединение народа, тогда как «левые» хотят равенства и универсальности. В большинстве стран мира «правые» провозглашают национальную гордость народа, а «левые» считают национальные чувства устарелыми и примитивными. Во всех странах мира этот спор остается только политическим, но в Израиле он становится принципиальным.

Вс-вышний избрал народ Израиля из всех народов, чтобы он, единый и неделимый, служил Ему. Миссия еврейского народа состоит в том, чтобы нести всему миру знание о Вс-вышнем, чтобы спускать духовность в материальный мир. Для осуществления этой миссии мы должны укрепиться в материальном мире, имея свою территорию, свою экономику, свою армию — так хочет Вс-вышний. Этому нас учит книга «Дварим»: Б-г дал евреям эту Землю, чтобы мы освятили её.

В Земле Израиля должен жить народ, чья центральная задача — Служение Вс-вышнему. На этой Земле даже полевые работы ведутся не по законам человека, а по законам Б-га: с соблюдением заповедей шмиты (Седьмого года), йовеля (50-го года), отделения трумот и маасрот (части урожая) в пользу священников — коэнов, и оставляя края полей нескошенными (пеа) — для нуждающихся. У народа, живущего в Земле Израиля, должна быть своя армия, но армия эта должна подчиняться законам Вс-вышнего, которые также указаны в Книге Дварим. Одним словом — миссия еврейского народа состоит в том, чтобы всей своей жизнью привносить духовность в материальный мир, и делать это необходимо, в первую очередь, в Земле Израиля. Таким образом, Земля Израиля — это одновременно и место, и путь Служения Б-гу целым и единым, организованным народом — а не собранием одиночек!

Вообще, национализм — это некоторое чувство патриотизма, единения со своим народом и его духом. Но для евреев национализм имеет гораздо более глубокий смысл. Это чувство единения с сутью нашего народа, с его задачей и миссией в этом мире. Национальная еврейская идея не может существовать в отрыве от нашей миссии.

Государство Израиль пыталось построить свою национальную идею только вокруг своих территории, армии и языка и создать образ «нового израильтянина», светского, «свободного от заповедей». Но жизнь показала, что это не работает. То по-настоящему еврейское, что есть в каждом еврее, взяло верх, и с течением лет в Израиле становится всё больше людей, соблюдающих заповеди Торы. Более того — многие израильские «светские» тоже изменились, и в большинстве своём они также прониклись идей особой миссии еврейского народа.

В этом сыграли роль два важных исторических события: освобождение Иерусалима и Стены Плача в ходе Шестидневной Войны, которое дало еврейскому народу осознание своего еврейства. И победа в войне Судного Дня, показавшая Израилю, что все мы зависим от Вс-вышнего и что мы всегда остаёмся евреями. После этих двух войн «светское» национальное чувство постепенно стало уступать место еврейской гордости.

И тогда в «левом лагере» начала развиваться новая линия мышления, которая стала основой их доктрины, — пост-сионизм. То есть если до тех пор они занимались созданием духа национализма, противоречащего Торе, то новая идея состоит в том, чтобы выступать против национализма вообще: мы универсалы, мы все равны, все мы члены общего клуба. В центре всего стоит индивидуум, и высшая ценность — это защита его прав и свобод. А национальная гордость — это примитивное и недопустимое чувство.

Следствием этой точки зрения стала в левом лагере ненависть к Земле Израиля. Те люди, которые видели в Земле Израиля инструмент для того, чтобы народ Израиля мог себя считать «как все остальные народы» — эти самые люди теперь ненавидят Землю Израиля и видят в ней разрушительный фактор. Потому что именно она мешает им жить, «как все остальные народы»! Ведь Земля Израиля — это страна, которая находится в центре конфликта между иудаизмом и исламом. Когда мы живем в Земле Израиля и прикипаем к ней душой, мы заявляем, что мы евреи, что мы народ Библии, что мы — народ особой Божественной миссии. Так для чего нам нужна Земля Израиля: чтобы быть святым народом — или чтобы «быть как все народы»?

Те, кому нужна Земля Израиля просто для того, чтобы получить легитимацию своего существования от «мировой общественности», быть в мире со всеми странами, — с легкостью отказываются от нее. Это создало ненормальную ситуацию, когда «левые» призывают к «миру» с арабами, хотя всем понятно, что никакого мира быть не может, и такой «мир» только прибавляет силы врагам и подвергает страну опасности.

«Левые» в начале двухтысячных призывали к размежеванию, прекрасно понимая, что оно не приведет к меньшему кровопролитию, а может быть, и наоборот, что в конечном итоге и произошло. Потому что их целью был не мир — а получение входного билета в «клуб просвещенных народов». Получить такой билет они надеялись, доказав им, что мы заботимся о слабых, и — Б-же упаси! — не любим себя больше, чем арабов!

Но дело в том, что Земля Израиля — особая, святая земля. Выдержать эту святость могут только те люди, осознающие особую миссию еврейского народа, который ни при каких обстоятельствах не сможет стать членом клуба «просвещенных народов». Мы не можем жить вместе со всеми, потому что эти «все» не допустят того, чтобы еврейский народ спокойно и мирно жил на своей земле.

И вот сложилась ситуация: те, кто относят себя в Израиле к «правым», на том или ином уровне связывает себя с иудаизмом. А те, кто относят себя к «левым», выступают против иудаизма и религиозных. По мере того, как формировались и оттачивались эти две позиции, в народе углублялось принципиальное разногласие, и на этом фоне появилась правовая реформа. Официально считается, что это борьба между «правыми» и «левыми», но на самом деле — это борьба между еврейским духом и духом народов мира. Между: «вот народ, живущий обособленно» — и: «как все народы дом Израиля».

Во время этой борьбы левые заявляли, что готовы сжечь всю страну и всё разрушить, если реформа пройдет. Другими словами — если государство будет управляться как еврейское государство, основанное на священной миссии народа Израиля, то такое государство им не нужно.

Прямым результатом этой борьбы стала война. Война — это тот решающий этап для каждого еврея, где он должен задать себе главный вопрос. Хочет ли он стать «другом всех народов» и готов рисковать своей жизнью ради этой цели? Или он хочет быть народом Б-га, который живет в Земле Израиля, независимо от признания или непризнания ООН, — только по воле Вс-вышнего и Торы?

С момента создания государства Израиль впервые народы мира так явно встали на сторону арабов. Это сводит левых с ума, вот они и кричат: «Верните заложников любой ценой! Прекратите войну!» Хотя они прекрасно знают, что это путь самоуничтожения. С другой стороны, подавляющее большинство народа составляют евреи, осознающие свою Б-жественную святую миссию. Эти евреи возвращаются к своим корням, к истинному еврейскому сознанию, понимая, что это единственный способ существования.

Давайте вспомним, сколько за прошедший год произошло чудес! Сколько было уничтожено врагов — как на южном фронте, так и на северном! И в то же время — какую охрану евреям обеспечил Вс-вышний во время бомбежек из Ирана! Сколько было предотвращено террористических актов! Мы снова и снова беспокоимся о будущем и словно не замечаем, что Вс-вышний — с нами, в самой открытой и явной форме!

Но в то же время идёт тяжелая война. В чем ее цель? Эта война, как и всё остальное, что происходит в мире — от Вс-вышнего, и Он дал ее для того, чтобы приблизить народ Израиля к Нему, отделив его от других народов. Прошлый год начался для большой части нашего народа с духовного пробуждения и возвращения к истинному еврейству. Мы должны признать это, укрепить внутреннюю связь с нашим народом и от всего сердца молиться о Конечном Исправлении Мира и полном Избавлении.

 


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше