Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Когда мир охватывают бедствия, люди стремятся уберечь своих детей, удерживая их в безопасности дома. Безделье на улице опасно, и чтобы уберечь молодёжь, необходимо направить их в дома изучения, где они обретут духовную и физическую безопасность.

Обычно, если в мире происходит какой-то катаклизм, люди особенно тщательно берегут своих детей, и держат их дома, не пуская на улицу, чтобы с ними ничего не случилось. Так разъясняет Талмуд[1] стих: «Иди, народ мой, войди в комнаты свои, закрой двери твои за собой, спрячься на небольшое время, пока не пройдет гнев»[2] — это верное средство спрятаться от беды, которая господствует на открытых пространствах. А еще это можно рассматривать как аллегорию на безделье. Нет успеха безделью. И сказано в Талмуде[3]: «Безделье приводит к скуке, а это вместилище всего дурного». Поэтому мы обязаны завести детей и молодежь в комнаты Торы, и она будет их и нас защищать и спасать. Поэтому Ирмеяу так испугался и забеспокоился: «Изошли глаза мои слезами, горит во мне все нутро мое, истекает (желчью) на землю печень моя из-за бедствия дочери народа моего, когда дети и грудные младенцы изнемогают (от голода) на улицах города» — они находятся на улицах и не занимаются Торой. И это: «Ведь поднялась смерть к окнам нашим, вошла во дворцы наши, чтобы истребить детей с улиц и юношей с площадей» — ведь они оставили защитные стены бейт мидраша, и вышли на улицу. А на улице они подвержены всяким напастям, и потому: «…поднялась смерть к окнам нашим».

Притча.

В чем разница между заимодавцем, который приходит взимать долг с должника и вором, который проникает в дом, чтобы украсть? Заимодавец заходит с улицы на крыльцо, с крыльца заходит в гостиную, а затем во внутреннюю комнату, где находит своего должника и предъявляет ему долговое письмо, которое тот подписал. Но вор сразу проникает через окно в комнату, и берет то, что он хочет украсть. Так и когда человек, завершив свои дни на земле, умирает. Можно образно сказать, что смерть приходит к нему на крыльцо, и оттуда, через внешние комнаты, через угасание жизненных сил, приходит к внутренней комнате — когда силы старого человека полностью иссякают, он умирает. Не так обстоит дело со смертью молодого человека, в расцвете сил. О ней можно образно сказать: «.поднялась смерть к окнам нашим», и сразу пришла к этому человеку, неожиданно, как вор. И сказано: «Как вор входят они в окна»[4].

Еще можно рассмотреть разницу между заимодавцем и торговцем, который приходит купить товар, и вором. Заимодавец проверит отданные ему монеты, торговец станет проверять товар и отбирать лучшее, а вор не станет ничего проверять. Он быстренько сгребет то, что первым подвернется под руку.

Смысл в том, что есть два вида смерти: естественная и внезапная. Естественная, — когда человек стареет, а внезапная — это, не дай Б-г , — в молодом возрасте, и причина ей, — какая-то напасть или беда. Она не должна различать, кого забирает. Поэтому пророк Йешаяу поражен: все происходит не так: «Ведь поднялась смерть к окнам нашим, вошла во дворцы наши, чтобы истребить детей с улиц и юношей с площадей» — эта внезапная смерть убивает только самых отборных и праведных (слово бахур — юноша, употребленное пророком, означает также лучший, отборный — прим.). И сказано: «Ведь в день погибели спасется злодей…»100 — если, не дай Б-г, пришла какая-то напасть, злодею удалось спастись от нее. И дальше сказано: «.в день гнева будут уведены (в сторону)» — в день гнева злодеям понадобится куда-то уехать, и они переберутся в другое место[5] [6](и спасутся — прим.). О праведниках сказано: «Потерян благочестивый на земле, и праведного нет среди людей»[7].

Притча.

У одного торговца в старости в лавке были лишь остатки товаров, которые никто не хотел купить. Когда он находил целую добротную вещь, то тщательно хранил ее, чтобы показывать приходящим в лавку покупателям, какой у него хороший товар. И если эта вещь пропадала, то казалось ему, как будто обокрали весь его магазин, ведь она была дороже ему всех других.

Смысл этой притчи в том, что теперь, из-за наших великих грехов, нет у нас таких великих и благочестивых мудрецов Торы, как в прежние времена. Поэтому если среди нас найдется мудрец или праведник, мы должны беречь его и всячески охранять. Об этом плакал пророк: «Потерян благочестивый на земле», — а если захочешь утешиться оставшимися, — «и праведного нет среди людей».

Следующее было услышано от рава Ицхака Йеуда Коэна.

Он разъяснял песню, приведенную в пасхальной Агаде: «Одного кто знает? — Одного я знаю… Трех кто знает? — Трех я знаю… и т.д.»: Знай, что стих «Трех, кто знает» — это оправдание перед ангелами, которым было непонятно, для чего Всевышний так заботился о людях, плоти и крови, что пожелал избрать их Своим народом и сделать им великие чудеса. Ангелам это было чуждо, ведь человек ничтожен, как пар, и Всевышний может сделать с ним все, что пожелает. Для этого был составлен этот стих — чтобы объяснить им, почему Всевышний оказал такое внимание человеку. В нем спрашивается: «…трех кто знает?..» — то есть, есть ли у вас, ангелов, понимание меняющихся в мире сил и разных качеств? Ведь каждый из вас создан так, что может постичь только суть той духовной силы, которая влияет на него, но не той, которая влияет на другого ангела. Поэтому требовалось послать к Аврааму трех ангелов: тот, который находится под влиянием милосердия (Б-га), был послан спасти Лота. Тот, который находился под влиянием мощи (Б-га), должен был перевернуть Сдом, а третий — объявить, что у Сары родится сын. Но еврей обладает всеми этими качествами, ведь он потомок святых праотцов: Авраама, чьим качеством было милосердие, Ицхака, чьим качеством был трепет перед Б-гом и Яакова, чьим качеством являлось стремление к истине.

Притча.

У одного вельможи служил один управляющий. Однажды к вельможе приехал смышленый юноша, и он назначил его управляющим своей усадьбы, дав ему годовую оплату в семь раз больше той, которую получал предыдущий. Тот недоумевал: «Господин мой, почему?» Вельможа не ответил ему, и выглянул в окно. Он увидел связки бревен, которые плыли по реке между его полями. Он сказал своему бывшему управляющему: «Пойди и спроси, что там плывет». Тот ушел, затем вернулся и доложил: «Там плывет много бревен». Тогда вельможа велел: «Спроси, чьи они». Тот выяснил и вернулся: «Это купца такого — то». Вельможа сказал: «Спроси, какова их цена». Тот сходил и ответил: «Столько-то». Тогда вельможа велел ему остаться в комнате, а сам послал за юношей. Когда тот пришел, вельможа приказал: «Пойди узнай, что там плывет по реке». Тот вышел, а затем вернулся к вельможе и доложил: «Это бревна, часть для строительства, а часть — для изготовления разных предметов. Принадлежат такому-то. Он заплатил за них столько-то, и столько-то ему стоит переправить их». Тогда вельможа обратился к бывшему управляющему: «Теперь ты видишь, насколько он ценен. Ведь то, на что тебе нужно три раза или больше, он сделал за один раз и благодаря своей смекалке смог все разузнать сразу».

И это то, о чем сказано: «Трех кто знает? — Трех я знаю» — только я знаю троих праотцов, ведь только во мне (еврейском народе) объединены все их качества. И поэтому не сказано: «трех праотцов», а сказано просто «трех» — у меня объединены качества всех троих. Поэтому там, где нужны три ангела, я могу справиться сам. А значит, нечего удивляться, почему человек так дорог Всевышнему.


[1] Бава Кама 60б

[2] Йешаяу 26:20

[3] Ктубот 59

[4] Йоэль 2:9

[5] Иов 21:30

[6] (смотри в «Двар Элияу»)

[7] (Миха 7:2)

 


Под Семью Заповедями потомкам Ноя понимается полное наставление, данное людям для ведения угодной Б-гу жизни. Свое название это наставление получило по праведнику Ною, а не по первому человеку, Адаму. Читать дальше