Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Магид из Дубно, Притчи, Рассказы
Cказано в книге Зоар[1]: «Это похоже на то, как когда человек злится, ему приводят его маленького сына, и из любви к нему гнев этого человека утихает». Так и здесь: пока праведник находится в этом мире, Всевышний сдерживает свой гнев из любви к нему, и не наказывает грешников: «Гнев царя — вестник смерти, но человек мудрый умилостивит его».
Поэтому: «Придет с миром…» — праведник уже покинул этот мир, а теперь: «А вы приблизьтесь сюда, сыновья колдуньи».
В другом месте пророк осуждает тех, кто не обращает внимания на смерть праведника: «Не плачьте об умершем, и не скорбите о нем, а горько рыдайте по идущему.»[2].
Притча.
Один человек собирал пожертвования на выкуп пленных евреев. Он обратился также к скупцу, чтобы и он тоже пожертвовал, но тот не хотел ничего давать. Тогда сборщик сказал ему: «Знай, что и тебе может грозить пленение. И ты можешь оказаться за решеткой! Поэтому ты должен позаботиться о собственном будущем спасении, и заплатить столько-то, не ради того человека, который сейчас находится в темнице, а ради себя, который ходит пока свободно! Ведь и ты можешь оступиться».
Смысл этой притчи в том, что как раз об этом и сказано: «Не плачьте об умершем, и не скорбите о нем, а горько рыдайте по идущему». Если человек не чувствует потребности плакать об умершем праведнике, пусть плачет о себе! Сейчас он еще ходит по этой земле, но ведь уже сказано: «Ведь человек не знает часа своего, как рыбы, попавшие в злую сеть»[3]. То есть, когда человек ловит животное в сеть, это лишь подготовка к тому, что он собирается с этим животным сделать. Но с рыбой дело обстоит не так: как только они попадают в сеть, они умирают, ведь не могут прожить без воды.
Мы уже писали о стихе: «Старцы перестали (судить) у ворот, а юноши перестали петь»[4].
Притча.
У одного человека из амбара украли урожай. А когда он посетил свои поля, то обнаружил, что на них мало что выросло. Тогда он горько заплакал о том урожае, который у него украли, ведь теперь он потерял надежду на новый. Кто же восполнит его ущерб?
И это то, о чем сказано: «Старцы перестали (судить законом Торы ) у ворот» — о них я бы так не переживал, ведь мудрецы сказа — ли[5], толкуя стих: «И взошло солнце и зашло солнце»[6]: «Пока не закатилось солнце Эли, не взошло солнце Шмуэля из Рамы» (то есть, на смену одному мудрецу поднимается другой — прим.). Но когда видят мои глаза, что: «.юноши перестали петь» и не занимаются Торой, тогда стану причитать я: «Горе мне! Кто излечит меня?» И это также то, о чем сказано: «Изошли глаза мои слезами, горит во мне все нутро мое, истекает (желчью) на землю печень моя из-за бедствия дочери народа моего, когда дети и грудные младенцы изнемогают (от голода) на улицах города. Говорят матерям своим: “Где хлеб и вино”…»[7]. То есть, пророк видел, что юноши народа Израиля оставили изучение Торы, чтобы добыть себе пропитание на улицах города, так как им нечего было есть. Мир же довольствовался тем, что в бейт мидраше сидели и учились старцы. Но теперь и старцы больше не судят у ворот, и молодые не учат Тору. Что же с ней будет?! Об этом я уже говорил притчу, оплакивая одного большого мудреца:
Притча.
Один человек пришел к богачу и попросил одолжить ему денег. Богач сказал, что если он приведет надежного гаранта, то даст ему эти деньги. Тот пошел и привел ему гаранта. Заимодавец понял, что гарант не является особо зажиточным человеком, и доверить ему такую большую сумму невозможно, а потому потребовал еще одного гаранта. Они оба подписали долговое письмо. Через несколько дней по городу прошел слух, что дом первого гаранта горит. Когда второй гарант услышал об этом, то очень испугался. Люди удивились: «Чего ты так напуган, тот дом далеко от твоего!» Он ответил: «Вы же знаете, что мы с ним подписали долговое письмо на очень большую сумму. Пока у того гаранта был достаток, я беспокоился только о половине суммы долга. Но теперь, когда все его имущество поглотил огонь, я остаюсь единственным гарантом на всю эту сумму!»
Смысл этой притчи в том, что когда народ Израиля пришел получать Тору, Всевышний сказал им: «Я не дам вам Тору, пока вы не приведете двух надежных гарантов того, что вы станете ее соблюдать!» Народ Израиля ответил: «Нашими гарантами будут праведники поколения и наши дети»[8]. Пока живы были старцы — праведники, дети могли особо не тревожиться, ведь старцы были богаты Торой и добрыми делами. Но теперь, «Старцы перестали (судить) у ворот», а потому: «.юноши перестали петь», ведь теперь обязательства долгового письма полностью возложены на их плечи. А то, что мы говорили о сказанном: «.дети и грудные младенцы изнемогают (от голода) на улицах города» сказано в книге Ирмеяу: «Вглядитесь, и пошлите за плакальщицами»[9], «Ведь поднялась смерть к окнам нашим, вошла во дворцы наши, чтобы истребить детей с улиц и юношей с площадей»[10]. Обычно, если в мире происходит какой-то катаклизм, люди особенно тщательно берегут своих детей, и держат их дома, не пуская на улицу, чтобы с ними ничего не случилось. Так разъясняет Талмуд[11] стих: «Иди, народ мой, войди в комнаты свои, закрой двери твои за собой, спрячься на небольшое время, пока не пройдет гнев»[12] — это верное средство спрятаться от беды, которая господствует на открытых пространствах. А еще это можно рассматривать как аллегорию на безделье. Нет успеха безделью. И сказано в Талмуде[13]: «Безделье приводит к скуке, а это вместилище всего дурного». Поэтому мы обязаны завести детей и молодежь в комнаты Торы, и она будет их и нас защищать и спасать. Поэтому Ирмеяу так испугался и забеспокоился: «Изошли глаза мои слезами, горит во мне все нутро мое, истекает (желчью) на землю печень моя из-за бедствия дочери народа моего, когда дети и грудные младенцы изнемогают (от голода) на улицах города» — они находятся на улицах и не занимаются Торой. И это: «Ведь поднялась смерть к окнам нашим, вошла во дворцы наши, чтобы истребить детей с улиц и юношей с площадей» — ведь они оставили защитные стены бейт мидраша, и вышли на улицу. А на улице они подвержены всяким напастям, и потому: «…поднялась смерть к окнам нашим».
[1] Зоар, недельная глава Корах, лист 177
[2] Ирмеяу 22:10
[3] Коэлет 9:12
[4] Эйха 5:14
[5] Йома 38б
[6] Коэлет 1:50
[7] Эйха 2:11-12
[8] Мидраш Шир а-Ширим на стих «Потяни меня…»
[9] Ирмияу 9:16
[10] Ирмияу 9:20
[11] Бава Кама 60б
[12] Йешаяу 26:20
[13] Ктубот 59
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Хава Куперман,
из цикла «Двенадцать колен еврейского народа»
Рав Реувен Пятигорский
Яаков служил за Рахель семь лет. Почему он выбрал именно этот временной промежуток, а также сколько денег в пересчете на шекели он уплатил будущему тестю Лавану за любимую женщину.
Раби Элиэзер бен Орканос,
из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер»
Всевышний увидел переживания Леи из-за того, что Рахель Яаков любил больше, и послал ей в утешение сына
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Меир Левин
Однажды мне захотелось объяснить за субботней трапезой, кем был Авраам
Рав Маариль Блох,
из цикла «Уроки Знания»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Рав Маариль Блох,
из цикла «Уроки Знания»
Нам очень трудно представить себе как достичь столь высокой ступени в верности Б-гу, чтобы получить право по своей воле направлять ангелов, как обычных людей