Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Ки теце, Магид из Дубно, Притчи, Рассказы
«Да не будет у тебя в доме две (разных) меры для отмеривания, эйфа — большая и маленькая»[1](Эйфа, — это посудина определенного размера. Как же тогда Тора говорит большая или маленькая? Имеется в виду обман при отмеривании. То есть, когда одалживаешь, отмеряешь большой мерой, а когда отдаешь — отмериваешь маленькой — прим.).
Написано в Мидраше[2]: «Если так сделаешь, не будет у тебя чем вести торговлю, что брать и что продавать». Это можно объяснить с помощью слов мудрого царя Шломо: «Не завидуй разбойнику, и не выбирай (ни одного) из всех его путей. Проклятие Б-га на доме нечестивого, а обитель праведников
Он благословит»[3]. Знай, что еврейская традиция говорит, что человек рождается со своим заработком. Разница между праведником и нечестивцем в том, что праведник доволен тем, что у него есть, тем, что послал ему Б-г. Но нечестивцы недовольны тем, что дал им Б-г честным путем и зарабатывают на жизнь, отнимая и грабя у других. Таким образом, они оставляют свое благословение, и в доме у них ничего нет, ведь они предпочли питаться чужим благом, а раз так, то свое благо они утрачивают, то есть нет у них больше благословения Б-га. Об этом и сказано: «Кто богат? Тот, кто доволен своей долей»[4]. То есть, он доволен, что послал Творец ему, а не другому.
Притча. Два брата унаследовали от отца дом и богатство. Один из них зарабатывает в пределах своих владений — засеивает поля, сажает виноградники, и т.п. Другой же оставляет свою часть наследства и отправляется далеко, и заработок свой добывает там. Если его дела пойдут удачно, то он хорошо заработает, а если получится, что ему не удалась торговля, то он вернется домой, к своим полям. О том, что он там обнаружит, сказано: «Проходил я мимо поля ленивого… и вот все оно покрылось сорняками.»[5]. Он оказывается в убытке со всех сторон, и в итоге ему ничего не остается.
Смысл этой притчи: «Не завидуй разбойнику, и не выбирай (ни одного) из всех его путей.» — не нужно зарабатывать себе тем, что предназначено для других. Ведь тогда то, что предназначено тебе Б-гом, покинет тебя, и дом твой опустеет, и благо в него больше не вернется. Это и есть: «Проклятие Б-га на доме нечестивого». «.а обитель праведников Он благословит», как сказано: «деньги и богатство в доме его, и праведность его пребудет вечно»[6]. И это то, что толковали мудрецы, разъясняя стих: «Да не будет у тебя в доме две (разных) меры для отмеривания, эйфа — большой и маленькой» — если ты так поступишь, у тебя ничего не будет. Если захочешь зарабатывать себе на жизнь путем грабежа у других, и отнятия у них их доли, то не будет благословения в твоем доме, того, которое тебе полагалось. Поэтому: «если ты так поступишь, у тебя ничего не будет» — даже если ты приобретешь что-то нечестным путем, тебе от этого ничего не останется.
[1] Дварим 25:14
[2] Мидраш Ваикра Раба 15
[3] Мишлей 3:31-33
[4] Мишна Авот, глава 4, мишна 1
[5] Мишлей 24:30
[6] Теилим 112:3
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Выдающийся знаток сокровенного учения и праведник, основатель хасидского движения.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Выдающийся законоучитель и кабалист, один из ближайших учеников основателя хасидизма
Неизвестный автор
Если у человека имеется простой топор, он войдёт в любую дверь...
Эзра Ховкин,
из цикла «Свеча на снегу»
Рассказ о рождении и ранних годах мальчика, который впоследствии стал основателем хасидизма.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
...Как только бульдозер арабских строителей приблизился к могиле р. Хаима, мотор заглох и больше не заводился. На следующий день пригнали другой бульдозер, но едва его ковш коснулся святого места, бульдозер перевернулся, скатился по крутому склону вниз, и его водитель погиб...
Эзра Ховкин,
из цикла «Мудрец и извозчик»
Куры у плетня, мазанный известью домишко с соломенной крышей... Почему же душу охватывает трепет, когда приближаешься к этому дому? Потому что там живет Ребе – праведник, мудрец, духовный наставник своих хасидов.
Рав Даниэль Левин
Не только добро, но и зло, как и все сотворенное, имеет своим источником Вс-вышнего
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Б-жественное Провидение послало человека из тех, которые посылаются на землю один раз за много поколений.
Рав Яков Доктор
Однажды эмир города выдавал замуж дочь, и на свадьбу срочно понадобились бриллианты Ор а-Хаима. Мудрецу передали, что сделан выгодный заказ.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Статья о Беште (Исраэле Бааль Шем Тове). По материалам газеты «Исток».