Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Всевышний сотворил весь мир как пред­мет, состоящий из деталей. Когда каждая из них нужных размеров и вы­полняет свою функцию, то все они становятся частью единого целого.

«Не прибавляйте к тому, что я повелеваю вам, и не убавляйте от этого, чтобы соблюдать заповеди Б-га ва­шего, которые я повелеваю вам. Вы видели собствен­ными глазами, что сделал Б-г из-за Бааль-Пеора, ведь каждого человека, который следовал за Бааль-Пеором, истребил Б-г твой из среды твоей»[1].

Для того чтобы разъяснить, почему грех Бааль-Пеора приводится в Торе вместе с повелением не добавлять ничего к заповедям и не убавлять от них, приведем высказывание мудрецов[2]: «Пусть вывалятся вну­тренности того, кто говорит, что Всевышний уступчив» (то есть того, кто говорит: «нет Судьи и нет наказания за грех» — прим.). На первый взгляд, это высказывание более чем странно. Почему мудрецы прокли­нают этого человека именно таким проклятием? Ведь высказывания мудрецов как очищенное от примесей чистое серебро (то есть очень точны — прим.). И что за грех нашли мудрецы в человеке, который счи­тает, что Всевышний уступчив? Ведь это качество служит похвалой не­которым из величайших праведников. Знай, что понимание этого свя­зано со словами наших мудрецов. Сказал рабби Хананья сын Акашья: «Всевышний хотел удостоить народ Израиля, а потому умножил им Тору и заповеди»[3].

Притча.

В мире существуют разные виды предметов. Есть про­стые предметы, а есть предметы сложные, состоящие из нескольких мелких деталей. Простой предмет, если он сделан из золота или сере­бра, оценивается по величине — чем предмет больше, тем он важнее. Но когда речь идет о предмете, который состоит из мелких деталей, как на­пример часы, то невозможно оценивать его по величине отдельных де­талей. Ведь если одна из деталей будет больше, то это, наоборот, будет изъяном для всего предмета, ведь нельзя будет правильно соединить детали для получения единого целого.

Смысл этой притчи в том, что Всевышний сотворил весь мир как пред­мет, состоящий из деталей. Когда каждая из них нужных размеров и вы­полняет свою функцию, то все они становятся частью единого целого, как писал Рамбам в книге «Морэ Невухим»: «Все творение — как цель­ность человеческого организма». И человек будет цельным тогда, когда все его мельчайшие составляющие, 248 органов и 365 жил (в соответ­ствии с традицией наших мудрецов — прим.), присутствуют и функцио­нируют. Также и святая Тора тоже состоит из множества частей — 613 заповедей, и все они вместе и составляют ее. Это обязывает к тому, что­бы поддерживался порядок частей, и не должно так быть, чтобы было лишнее или не хватало какой-либо части. Ведь если будет произведено изменение даже в одной детали, это разрушит всю конструкцию, кото­рую построил мудрейший Мастер, изготовивший каждую деталь в точ­ности, чтобы все они могли соединиться в одно целое.

Теперь рассмотрим то, что сказано об уступчивости и ее противопо­ложности. Когда следует уступать, а когда не нужно этого делать. Когда чего-то много, то уместна уступчивость, но когда чего-то слишком мало, то более уместна скупость.

Притча.

Как может оказаться уступчивым бедный и неиму­щий? Ведь он не сможет восполнить себе то, что отдал. Если у него по­просят в подарок нож или ложку, или иное, а у него это только одно, то логика подсказывает, что ему следует проявить скупость и не дарить тот предмет, ведь иначе ему самому ничего не останется. А если у человека есть много одинаковых предметов, и у него просят в подарок один, то логично проявить уступчивость. И чем больше у человека чего-то, тем больше ему следует уступать в этом. Но есть еще вариант. Бывает, что чего — то много, и кажется, что можно проявить уступчивость, но если спросить хозяина вещей, то он ответит, что это не так. Например, у од­ного богача есть несколько сот изделий из одного и того же материала, и, сверх того, еще несколько изделий. Кто-то просит у него отдать ему эти «лишние» изделия. Казалось бы, уместна уступчивость, ведь количе­ство сотен этих изделий останется тем же. Но если мы спросим об этом богача, то он скажет: «Знайте, что если бы эти изделия были одинаковы, или у меня было бы несколько каждого вида, и все предназначались бы для одной цели, то тогда, да, часть была бы лишней, и я мог бы их отдать. Но, на самом деле, у меня всего по одному изделию каждого вида. И хотя их всех вместе много, но если рассмотреть, то увидите, что у меня всего одна такая вилка и т.д. И если я отдам одну вещь, то у меня таких больше не останется. Ведь не может нож служить блюдом, а вилка стаканом!» А если продолжать упрашивать этого богача: «Но ведь у тебя есть несколько вилок и ножей», — то он объяснит: «Все это части одного сервиза, изготовленного искусным мастером. Я не могу отдать одно из изделий, так как тогда сервиз окажется не полным, ущербным. Отдав одну деталь, я испорчу все целое».


[1] Дварим 4:2-3

[2] Шкалим, глава 5

[3] Макот 23б

 


В еврейской истории город Шхем часто становился местом расколов и конфликтов: здесь произошло несчастье с дочерью Яакова Диной, здесь, у Шхема, был продан в рабство Йосеф. В Шхеме же было закреплено разделение единого еврейского государства на два, Северное Израильское и Южное Иудейское царства. Конфликты вокруг Шхема (по-арабски — Наблуса) продолжаются и сегодня. Читать дальше