Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Ваэтханан, Магид из Дубно, Притчи, Рассказы, Книга Дварим
«Не прибавляйте к тому, что я повелеваю вам, и не убавляйте от этого, чтобы соблюдать заповеди Б-га вашего, которые я повелеваю вам. Вы видели собственными глазами, что сделал Б-г из-за Бааль-Пеора, ведь каждого человека, который следовал за Бааль-Пеором, истребил Б-г твой из среды твоей»[1].
Для того чтобы разъяснить, почему грех Бааль-Пеора приводится в Торе вместе с повелением не добавлять ничего к заповедям и не убавлять от них, приведем высказывание мудрецов[2]: «Пусть вывалятся внутренности того, кто говорит, что Всевышний уступчив» (то есть того, кто говорит: «нет Судьи и нет наказания за грех» — прим.). На первый взгляд, это высказывание более чем странно. Почему мудрецы проклинают этого человека именно таким проклятием? Ведь высказывания мудрецов как очищенное от примесей чистое серебро (то есть очень точны — прим.). И что за грех нашли мудрецы в человеке, который считает, что Всевышний уступчив? Ведь это качество служит похвалой некоторым из величайших праведников. Знай, что понимание этого связано со словами наших мудрецов. Сказал рабби Хананья сын Акашья: «Всевышний хотел удостоить народ Израиля, а потому умножил им Тору и заповеди»[3].
Притча.
В мире существуют разные виды предметов. Есть простые предметы, а есть предметы сложные, состоящие из нескольких мелких деталей. Простой предмет, если он сделан из золота или серебра, оценивается по величине — чем предмет больше, тем он важнее. Но когда речь идет о предмете, который состоит из мелких деталей, как например часы, то невозможно оценивать его по величине отдельных деталей. Ведь если одна из деталей будет больше, то это, наоборот, будет изъяном для всего предмета, ведь нельзя будет правильно соединить детали для получения единого целого.
Смысл этой притчи в том, что Всевышний сотворил весь мир как предмет, состоящий из деталей. Когда каждая из них нужных размеров и выполняет свою функцию, то все они становятся частью единого целого, как писал Рамбам в книге «Морэ Невухим»: «Все творение — как цельность человеческого организма». И человек будет цельным тогда, когда все его мельчайшие составляющие, 248 органов и 365 жил (в соответствии с традицией наших мудрецов — прим.), присутствуют и функционируют. Также и святая Тора тоже состоит из множества частей — 613 заповедей, и все они вместе и составляют ее. Это обязывает к тому, чтобы поддерживался порядок частей, и не должно так быть, чтобы было лишнее или не хватало какой-либо части. Ведь если будет произведено изменение даже в одной детали, это разрушит всю конструкцию, которую построил мудрейший Мастер, изготовивший каждую деталь в точности, чтобы все они могли соединиться в одно целое.
Теперь рассмотрим то, что сказано об уступчивости и ее противоположности. Когда следует уступать, а когда не нужно этого делать. Когда чего-то много, то уместна уступчивость, но когда чего-то слишком мало, то более уместна скупость.
Притча.
Как может оказаться уступчивым бедный и неимущий? Ведь он не сможет восполнить себе то, что отдал. Если у него попросят в подарок нож или ложку, или иное, а у него это только одно, то логика подсказывает, что ему следует проявить скупость и не дарить тот предмет, ведь иначе ему самому ничего не останется. А если у человека есть много одинаковых предметов, и у него просят в подарок один, то логично проявить уступчивость. И чем больше у человека чего-то, тем больше ему следует уступать в этом. Но есть еще вариант. Бывает, что чего — то много, и кажется, что можно проявить уступчивость, но если спросить хозяина вещей, то он ответит, что это не так. Например, у одного богача есть несколько сот изделий из одного и того же материала, и, сверх того, еще несколько изделий. Кто-то просит у него отдать ему эти «лишние» изделия. Казалось бы, уместна уступчивость, ведь количество сотен этих изделий останется тем же. Но если мы спросим об этом богача, то он скажет: «Знайте, что если бы эти изделия были одинаковы, или у меня было бы несколько каждого вида, и все предназначались бы для одной цели, то тогда, да, часть была бы лишней, и я мог бы их отдать. Но, на самом деле, у меня всего по одному изделию каждого вида. И хотя их всех вместе много, но если рассмотреть, то увидите, что у меня всего одна такая вилка и т.д. И если я отдам одну вещь, то у меня таких больше не останется. Ведь не может нож служить блюдом, а вилка стаканом!» А если продолжать упрашивать этого богача: «Но ведь у тебя есть несколько вилок и ножей», — то он объяснит: «Все это части одного сервиза, изготовленного искусным мастером. Я не могу отдать одно из изделий, так как тогда сервиз окажется не полным, ущербным. Отдав одну деталь, я испорчу все целое».
[1] Дварим 4:2-3
[2] Шкалим, глава 5
[3] Макот 23б
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Вторая часть Пятикнижия содержит немалое количество чудес. Голос Всевышнего раздается из несгорающего куста, Моше грозит египтянам казнями, и вода Нила превращается в кровь...