Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Ваэтханан, Магид из Дубно, Притчи, Рассказы
Притча.
У одного человека не было аппетита. Только иногда, на короткое время, ему хотелось есть. Однажды он попал на один постоялый двор, где было много гостей, каждый из которых заказывал себе еду. Он позвал хозяина и попросил: «Пожалуйста, принесите мне еду сначала, и поскорее, так как скоро у меня снова пропадет аппетит, и тогда я ничего не съем!»
Смысл этой притчи в том, что уже сказал рабби Йеошуа бен Халафта[1]: «Определенное время для молитвы» (то есть, определенное время, ситуация и состояние человека — прим.). Но это когда мы богобоязненны и праведны, и соблюдаем в совершенстве Тору и заповеди, и у нас всегда есть настрой на молитву. Но теперь, когда сердца наши полны забот, и душа наша пребывает в грусти, нам трудно молиться с воодушевлением. Только иногда, на короткое время мы способны отвлечься от забот и предстать перед Царем, благословен Он с мольбой и просьбой о помощи. Поэтому мы просим: «Скорей ответь мне, Б-г! Изнемогает дух мой.» — скоро пройдет мое воодушевление и сосредоточенность на молитве, поэтому «…не скрывай от меня Лика Твоего» (принимай мою молитву с желанием).
Там же[2] сказал рав Анан: Врата молитвы никогда не запираются, как сказано: «Кто, как Б-г наш, в любой момент, когда мы взываем к Нему»[3]. Воззвание, — это молитва, как, например, сказано: «И будет: прежде, чем воззовут они, Я отвечу, они еще говорят, а Я услышу»[4]. Следует разобраться. Сначала приводится доказательство из Писания, что на молитву не отвечают сразу. А здесь приводится доказательство из Писания, что врата молитвы никогда не запираются. На мой взгляд, и одно, и другое, — правда. Одному человеку отвечают с Небес немедленно, а другому отвечают по прошествии многих дней. Причина этому разъясняется в самом стихе: «И будет: прежде, чем воззовут они, Я отвечу, они еще говорят, а Я услышу». Разъясним это при помощи притчи.
Притча.
Один богач платил врачу ежегодную плату за то, чтобы он каждый день приходил осматривать членов его семьи. Остальные же жители города не хотели содержать врача и платили только когда кто-то заболевал, и надо было вызвать его, чтобы назначил лечение. Этот врач был себе на уме, и когда его вызывали к больному, не спешил сразу давать нужные лекарства. Он медлил, и давал сначала более слабые средства, чтобы его вызвали еще и назавтра, и на следующий день. Только когда уже не было возможности оттягивать лечение, он давал то, что лучше всего помогает. Но с семьей богача он так не поступал. Зачем ему задерживаться у них, если ему и так заплатят? Ему выгоднее сразу дать им самое сильнодействующее лекарство!
Смысл этой притчи в том, что тот, кто далек от Всевышнего, и не молится регулярно, так как надеется на собственные силы, и сам старается добыть себе все необходимое, обратится к Нему только тогда, когда не сможет справиться естественным путем и собственными усилиями. Тогда он начинает молить Б-га о милосердии и помощи. Всевышний же, со Своей стороны, как бы задерживается с ответом, ведь если Он ответит этому человеку немедленно, то он не скоро снова помолится. Поэтому Всевышний медлит с выполнением его просьбы, ведь тогда он будет молиться и завтра. Но с праведниками дело обстоит не так. Они взывают к Б-гу постоянно с просьбой дать им все необходимое. Они даже самую мелочь просят у Него, и Он жаждет услышать их молитву. О праведниках, которые молятся Б-гу ежечасно, сказано: «Прояви милость ко мне, Б-г, ведь к Тебе взываю я весь день»[5] — то есть, вызволи меня из беды сразу, ведь я молюсь Тебе постоянно, вне зависимости от своего положения и состояния. Об этом и сказано: «И будет: прежде, чем воззовут они, Я отвечу…», а причина этому: «…они еще говорят (то есть, у них есть еще разные просьбы, касающиеся разных частностей жизни — прим.), а Я услышу» — ведь они обращаются ко Мне с просьбой даже о мелочах, а потому нет нужды задерживаться с ответом им.
Вот еще одно разъяснение стиху: «Прояви милость ко мне, Б-г, ведь к Тебе взываю я весь день». Пророк Ирмеяу, да покоится с миром, сказал: «Как в гневе Своем окутал мраком Б-г дочь Циона, сбросил с неба на землю красу Израиля! И не вспомнил о подножье Своем в день гнева Своего»[6].
Притча.
Отец иногда может отшлепать ребенка в целях воспитания. При этом он следит, чтобы
не ударить слишком сильно и не навредить ему. Но если он будет бить сына в гневе, то не будет осторожен и не станет обращать внимание на то, разумно ли наказание и не слишком ли сильно он бьет ребенка. Он просто будет бить, куда попало, и может при этом нанести травму. Тот, кто наказывает ребенка из любви, не станет делать это в темноте, так как будет опасаться, что не увидит, что делает. А тот, кто бьет в гневе, не станет заботиться о том, есть ли свет, ведь он все равно бьет не глядя, и не беспокоится о последствиях. Смысл этой притчи в том, что пророк Ирмеяу в свитке Эйха удивляется: «Как в гневе Своем окутал мраком Б-г дочь Циона.» — как это Б-г окутал Цион тьмой, как будто, чтобы не видеть, куда обрушивается удар?! А ведь Он «.сбросил с неба на землю красу Израиля!» Когда евреи были в Египте, были порабощены только их тела, как сказано: «И делали их жизнь горькой тяжелой работой.»[7]. Но Б-г заботился, чтобы никто не властвовал над их душами, как толковал мудрецы стих: «Сад запертый моя сестра-невеста»[8]. Но теперь дело обстоит не так, как сказано: «Эфраим смешивается с народами.
чужие пожирали силу его, а он не ведал»[9](то есть, Б-г отделил евреев от других народов заповедями, особыми правилами поведения, а они стали смешиваться с другими народами и учиться их поступкам — прим.). И еще о нашем нынешнем состоянии сказано: «Пьяна, но не от вина»[10]. Ведь наш дух и наши мысли погружены в тревоги и грусть (то есть, разум запутан в тревоге о повседневной жизни — прим.). Ведь нет у нас: «…от росы небес и от богатств земли»[11], но, как говорят: «Подвергаясь опасности добывает хлеб свой».
Следует обратить пристальное внимание на страдания, посылаемые нам. Посылаются ли они из любви к нам и желания дать нам благо в будущем, или же, Б-г посылает их, так как гневается на нас за наши проступки. Как же мы можем знать, какое предположение верно?
Нам поможет в этом притча.
Притча.
Поведение отца с сыном должно быть таким: «Левая рука отталкивает, а правая приближает»[12]. Так было во времена Амана, который хотел уничтожить всех евреев (эти события описываются в свитке Эстер), и после периода тьмы и страха, наш народ удостоился большого света и избавления. Но если ты видишь, что идет череда невзгод и бедствий, и между ними почти нет передышки, то тебе следует тревожиться, быть может, ты стал противен Б-гу. Еще один знак: когда отец наставляет ребенка из любви, он делает это мягко, и не дает ему пищу со своего стола, чтобы тот не привыкал к обильной и изысканной еде. Но одежду отец покупает ребенку согласно своему статусу. Однако, если отец в гневе на сына, то для него не имеет значение, во что он одет. Даже если тот ходит в отрепьях или гол, отец не станет заботиться об одежде для него.
Смысл этой притчи в том, что когда Всевышний посылает нам страдания из любви, то хотя на нас падают разные невзгоды, Он все же заботится об «одежде» для поколения — это мудрецы и праведники, которых Он ставит во главе. Но если мы будем, не дай Б-г, презренны в глазах Б-га, то с нами исполнится сказанное: «Как бы не раздел Я ее донага.»[13](Мальбим объясняет, что означает «раздел донага»: если народ Израиля не оставит путь идолопоклонства и разврата, то Б-г снимет с него свою защиту, и не будет Его присутствия, Шхины, среди евреев — прим.). Об этом молитва царя Давида: «Прояви милость ко мне, Б-г, ведь к Тебе взываю я весь день».
Притча.
Бывает так, что человек просит у другого о чем-то, но тот ему отказывает. Просящий может развернуться и уйти. Но если только он может помочь, и больше никто, то просящий не оставит его в покое, пока тот не смилостивится над ним. Он будет всюду следовать за ним, и ежедневно молить его, пока тот не даст ему то, о чем просят. Если тот человек хорошо знает, что от него не отстанут, пока он не выполнит эту просьбу, то он выполняет ее сразу.
И это то, что сказано: «Прояви милость ко мне, Б-г…» — а если Ты не выполнишь мою просьбу, то «.к Тебе взываю я весь день», и еще сказано: «И не отступим мы от Тебя. Оживи нас, и будем взывать именем Твоим»[14].
[1] Мидраш Эйха, глава 3
[2] В продолжение Мидраша Эйха
[3] Дварим 4
[4] Йешаяу 65:24
[5] Теилим 86:3
[6] Эйха 2:1
[7] Шмот 1:14
[8] Шир а-Ширим 4:12
[9] Ошеа 7:8-9
[10] Йешаяу 51:21
[11] Берешит 27:28
[12] Сота 47
[13] Ошеа 2:5
[14] Теилим 80:19
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.