Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Ваэтханан, Магид из Дубно, Притчи, Рассказы
Мудрецы, благословенна память о них, разъясняли стих: «Ответит тебе Б-г в день бедствия, укрепит тебя имя Б-га Яакова», при помощи других стихов Теилим: «Б-г мой! Днем взываю я, но Ты не отвечаешь, и ночью (продолжаю молиться — прим.) нет молчания мне»[1] и «Г-сподь, Б-г спасения моего! Днем кричал я, ночью — пред тобой»[2](продолжаю молиться о спасении — прим.).
Притча.
У одного большого богача был единственный сын, невежа и глупец. Отец понял, что когда он получит все его богатство, то потеряет его. Тогда он положил все золото и серебро в сундук, а на дно положил рекомендательные письма для сына. Задумка отца была следующая: сын будет сначала тратить деньги из сундука, а когда они закончатся, у него хотя бы будут рекомендательные письма, которые помогут ему получить помощь от людей.
Смысл этой притчи в том, что Всевышний приготовил нам многое — Храм, предметы Храма, законы коэнов, заповеди связанные с землей Израиля. Но Он знал, что в какой-то момент Храм будет разрушен, и евреи будут изгнаны из своей страны, оставшись неимущими, лишенными всех этих благ. Останется нам только молитва, просьба к Б-гу сжалиться над нами из милосердия. И вложил Он в сердце царя Давида и других мудрецов умение составить для нас молитвы и просьбы, и они стали нашими «рекомендательными письмами», с помощью которых мы получаем все необходимое в изгнании. И это то, что сказано: «Б-г мой! Днем взываю я, но Ты не отвечаешь…» — то есть, когда я взываю, еще нет надобности мне отвечать, ведь еще светит день и нет нужды в спасении. Но «.ночью нет молчания мне» — когда придет ночь, и настанет тьма разрушения Храма и изгнания, тогда нет умолка моим молитвам (в тексте Теилим[3]используется слово думия — молчание: «.ночью нет молчания мне». Это же слово используется, когда упоминается смерть — «молчание» — прим.), как сказано: «Если говорят слова Торы от имени уже умершего, который произносил их, его уста шевелятся в могиле» (то есть, он как будто сам их произносит. Предание мудрецов — если человек произносит Теилим от всего сердца, то царь Давид как будто молится за него — прим.). Тогда не будет ему (царю Давиду) тишины, так как все время будут молиться словами молитв, которые он составил. И это же сказано: «Г-сподь, Б-г спасения моего! Днем кричал я» — молил об избавлении еще до наступления беды, когда еще был день. А потом: «ночью — пред тобой».
Из приведенного выше можно подумать, что мы как будто недоумеваем: ведь мы постоянно, днем и ночью молимся, и не умолкают упоминающие имя Б-га, но наши молитвы не услышаны. А Всевышний говорит: «Почему явился Я, и нет никого»[4]. Это можно понять через притчу.
Притча.
Отец и сын шли по дороге, и добрались до большого леса, где потеряли друг друга. Если оба при этом продолжают идти по проторенной дороге, то в конце концов встретятся. Даже если оба идут по бездорожью, то тоже могут встретиться. Но если они идут разными дорогами, то встретиться не смогут, даже если будут идти много дней.
Смысл этой притчи разъясняется словами пророков: «Дороги мира не знают они, и нет правосудия на путях их»[5] и «Искали путь к Циону, сюда обращены они»[6]. То есть, если бы мы действительно устремились к Циону и Иерусалиму, и все наши молитвы были бы об этом, то наши молитвы встретили бы свою цель, ведь и Всевышний желает того же, и мы как бы идем одним путем. Но если мы молимся только о пропитании и выживании, а Всевышний стремится, чтобы мы снова выполняли Его волю, то мы похожи на отца и сына, которые идут в разном направлении, и поэтому не могут приблизиться друг к другу. Теперь становится понятным, почему царь Давид начал главу Теилим со слов: «Ответит тебе Б-г в день бедствия». Казалось бы, он начал из середины темы, и следовало сказать так: «Когда будешь молиться Б-гу, ответит Он тебе в день твоего бедствия». Поэтому мудрецы разъясняли, что Яаков молился Б-гу не за себя, а за тебя — Давида. Яаков уже просил: «Ответит тебе Б-г в день бедствия», чтобы Б-г ответил тебе, а не ему. И это то же, что сказано: «Днем взываю я, но Ты не отвечаешь…» — как будто нет необходимости отвечать на твою молитву. Ведь сказано: «Ответит тебе Б-г в день бедствия» — хотя обычно молящемуся не отвечают немедленно, как говорится в Мидраше: «Есть молитва, на которую отвечают через сорок дней…». Но тебе: «Ответит тебе Б-г в день бедствия» — в тот самый день, потому что «.укрепит тебя Б-г Яакова»[7](то есть, тот, кто помогал Яакову во всех его бедах, поможет и тебе — прим.).
Притча.
Несколько человек вместе вложили деньги в дело. Когда сделка завершилась, произвели расчет, сколько каждый должен получить, и расстались. На следующий день один из них сказал другому: «Я пересчитал деньги и обнаружил, что должен выплатить тебе еще сто монет». Его другу не подобает требовать выплаты этих денег немедленно, ведь это как подарок, и он по доброй воле сказал ему об этих деньгах. Расчет уже был произведен ранее, и все с ним были согласны. Он выплатит ему эту сумму, когда пожелает. Но если он торговал совместно с отцом этого человека, и оба были согласны с расчетом, а потом, через уже лет через пятьдесят, когда отец того умер, то, случайно проверив старые счет, обнаружил, что должен умершему еще сто монет, и сообщил сыну, что ему полагается наследство, то тогда сын вправе требовать немедленной выплаты. Ведь эти деньги уже много лет находились под рукой компаньона отца.
Смысл этой притчи в том, что у того, кто молится сейчас, может оказаться недостаточно заслуг, и из-за этого ему не отвечают немедленно. Но если эту молитву возносили уже наши праотцы, то ей уже не одна тысяча лет. Поэтому тому, кто молится о том же сейчас, может быть отвечено немедленно, но на самом деле ответ на эту молитву пришел через много лет. На это и намекает стих: «Ответит тебе Б-г в день бедствия» — в тот самый день, когда случилось бедствие. За какую заслугу ответ будет немедленным? — в заслугу того, что «…укрепит тебя Б-г Яакова». Как сказано: «Б-г мой, Б-г мой! Почему Ты покинул меня?»[8]. И не спрашивай, почему я прошу немедленной «выплаты», ведь: «Далеко спасение мое от крика моего»[9] — уже прошло много лет от крика, от молитвы наших праотцов за нас. Об этом говорит Мидраш[10]: Сказал Моше Всевышнему: «Владыка мира! Когда будешь видеть, что Твои дети в беде, и некому просить за них милосердия, ответь им немедленно!» — то есть, в тот самый день. И об этом сказал царь Давид: «Скорей ответь мне, Б-г! Изнемогает дух мой, не скрывай от меня лика Твоего, а то уподоблюсь я сошедшим в могилу»[11].
[1] Теилим 22:3
[2] Теилим 88:2
[3] Теилим 22:3
[4] Йешаяу 40
[5] Йешаяу 59:8
[6] Ирмеяу 50:5
[7] Теилим 20:2
[8] Теилим 22:2
[9] Теилим 22:2
[10] Мидраш Дварим Раба 2:11
[11] Теилим 143:7
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»