19 июля, темы: Коды в Торе, Тора и наука, Бааль Тшува, Рав Элияу Рипс
Сегодня мы провожали в последний путь одного из самых любимых учеников нашего учителя раввина Ицхака Зильбера.
Не знаю как, более 50 лет тому назад он накануне субботы оказался у рава Ицхака Зильбера дома, и рав Ицхак дал ему читать рукопись своей книги «Пламя не спалит тебя». Всю ночь тот читал эту книгу и вместе с семьей рава Ицхака впервые в жизни провел полностью еврейскую субботу.
А на исходе субботы рав Ицхак научил его надевать тфилин и взял обещание, что тот будет делать это каждый день. Так был сделан первый шаг в еврейство того, кто приблизит к Торе и заповедям тысячи и тысячи и «русских», и коренных израильтян.
Когда рав Элияу открыл Тору, он пришел к раву Шаху и спросил: может быть, ему стоит оставить Еврейский Университет, где он преподавал на факультете математики? И рав Шах сказал: «Нет, ты должен освящать Имя Всевышнего и среди нерелигиозных, и изучать Тору в свободное время».
Но и математика профессора Рипса стала источником для освящения Имени Творца.
Вместе со своим другом д-ром Вицтумом они начали исследовать текст книги Берешит и открывать коды, где самым маленьким шагом (наименьшим количеством) между буквами открывалось какое-то понятие в Торе.
Это то, что за сорок лет перед этим, во время Катастрофы, начал делать великий праведник рав Вайсмандель в Словакии, основываясь на словах Виленского Гаона, который говорил: «Корень всех творений, что есть в мире, — находится в Торе, и тем более все люди мира и все евреи со всеми подробностями, со всеми перевоплощениями упомянуты в Торе, только нужно открыть это место».
Скрываясь в тайном убежище в Словакии, рав Вайсмандель открыл, что шагом в 50 букв от последней буквы первого слова Берешит, тав, открывается слово «Тора». И также — от буквы тав слова Шмот, перового слова в торой книги Пятикнижия… Это были первые, сделанные на ощупь, шаги великого праведника и мудреца, который первым сообщил на Запад о страшных лагерях смерти, которые немцы создали на территории Польши.
Основываясь на этом предании, профессор Рипс и доктор Вицтум открыли, что имя Аарона Первосвященника встречается в месте о жертвоприношениях 25 раз самым кратким шагом, тогда как по всем законам математической статистики оно не могло в этом месте встретиться больше 11 раз.
Как сказал рав Элияу Рипс на одном из семинаров «Арахим»: «Нашим дедушкам и бабушкам не нужны были компьютерные доказательства истинности Торы. И именно нашему слабому поколению Творец дал такой подарок, чтобы многие могли увидеть, что Тора — это истина».
Сегодня рав Мордехай Нойгершл в своей траурной речи сказал, что Сатан потратил миллионы долларов, привлекая ведущих математиков мира, чтобы они отвергли это открытие профессора Рипса. Сколько позора он перенес, сколько противников выступило против него и его открытия. Только такой цельный праведник, который поражал всех своей удивительной скромностью (зачастую люди, которые делают академическую карьеру, считают себя гениями и возвышаются над другими), мог выдержать это.
А рав Элияу Рипс более сорока лет тому назад на одном из семинаров сказал мне, что когда он увидел эту статистику, — как будто прорвалась пелена, скрывавшая истинность Торы и Творца — ее Автора.
Его сыновья говорили, что он как бы видел себя одним из тех, кто стоит у горы Синай и слышит голос Творца.
Немногие знают, как углубленно он изучал Тору, что полдня проводил в одной из ведущих ешив Иерусалима — ешиве Хеврон — и главы ешивы высоко ценили его открытия в Торе.
А его друг еще из Риги, профессор Даниэль Михельсон, сказал во время траурной церемонии, что мы потеряли одного из 36 скрытых праведников.
Гаон рав Бен-Цион Зильбер процитировал трактат Санхедрин, 104-ый лист:
Самым большим прославлением царя Шломо было то, что он на первое место поставил строительство Храма, которое завершил за семь лет. Свой дворец он строил одиннадцать лет. Таков большой раввин, учитель еврейского народа Элияу Рипс. Слова, которые мы поем в Симхат Тора: «Моше — истина, и Тора его — истина». Для рава Рипса это было главным стержнем всей его жизни.
И он освятил Имя Творца не только своей Торой, но и своими гениальными математическими способностями. Он заслужил, что все его дети идут по пути Торы и являются большими мудрецами Торы!
На будущей неделе у нас начинаются период «между теснин». И один из тех, кто говорил о раве Рипсе, сказал: Творец берет великих праведников к Себе на небо, и тот человек, который всю свою жизнь жил только ради правды, может стоять перед Творцом и просить за весь еврейский народ, который находится посреди жестокой войны со всех сторон, чтобы мы прошли эти три тяжелые недели по милосердию Творца.
Рав Рипс может быть нашим настоящим защитником, поэтому Творец его призвал сегодня. Пусть память Праведника, освятившего Имя Творца, будет благословенна!
Семья сидят шивъа по адресу Иерусалим, Рамот, ул. Койфман дом 8, с 10 до 13. и потом с 16 до 22.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»