Темы: Еврейский календарь, Заповеди, Счет Омера, Еврейские качества, Самосовершенствование
С Б-жьей помощью
Начиная со второго вечера праздника Песах и в течение сорока девяти последующих дней до кануна праздника Шавуот существует обязанность вести ежедневный счет дней и недель, прошедших после приношения жертвы Омер, как сказано: «И сочтите себе со следующего после субботы (после первого дня праздника Песах) дня, от дня принесения вами Омера возношения, семь суббот (недель), — цельными будут они. До следующего после седьмой субботы (недели) дня сочтите —пятьдесят дней, и принесите новый дар Г-споду»[1]. Пятидесятый день счета — праздник Шавуот. Напрашивается вопрос: почему недостаточно посчитать семь недель или просто переждать промежуток в сорок девять дней и произнести: «Сегодня сорок девять дней по омеру» и все. Зачем столь важно отсчитывать каждый день и нельзя пропустить даже один из них?
Предложим три идеи. Во-первых, период между Песахом и Шавуотом — это время духовного роста и очищения. Нам необходимо подняться от уровня низменных рабов египтян до горы Синай — высшего уровня, который возможно достичь — стать рабом Творца. Из пребывания на сорок девятой ступеней нечистоты очиститься до состояния пятидесятой степени мудрости. Это не происходит вдруг. Это плавный процесс, планомерная работа над собой, постоянство которой гарантирует успех. Духовный рост не терпит суеты и поспешности. Здесь запрещено перепрыгивать через ступеньки, иначе неизбежно падение. Поэтому чрезвычайно важен каждый шаг, отсчитан должен быть каждый день.
Во-вторых, дурное начало постоянно пытается нас сбить с толку. Оно бьет и слева, и справа. Слева — это соблазны преступить запреты. Справа — совершать заповеди, но не те, которые нужно, не тогда, кода нужно, не так как нужно. А самое главное — быть недовольным и неудовлетворенным проделанной духовной работой. Оно шепчет: «Почему так слабо? Почему так мало? Почему так медленно? Что уж такого сделал, подумаешь!». И эти нашептывания необходимо гнать. Они принижают величие духовной работы, надсмехаются над самым святым — планомерным процессом приближения к Творцу, ослабляют мотивацию продолжать главное — стремиться к добру, достигать цель создания. Отсчитывая каждый день, а только недели или, тем более, только пятидесятый день, мы оцениваем значимость каждого шага, проделанного нами в направлении добра. А от ощущения значимости вырастают крылья, которые несут нас вперед. Позитивная оценка проделанной работы придают силы и желание становиться еще лучше и добрей. Восторг от отдельных этапов в результате приведет к успеху процесса в целом, ибо как процесс может быть важным, когда каждый из его этапов незначителен?!
В-третьих, все мы — люди, а людям свойственно ошибаться. Мы иногда хорошо идем: ровно, прямо, уверенно, но можем и споткнуться, упасть. Это нормально. Главное не отчаяться, встать и продолжать подъем. Верно, что нужно стараться не упасть, но еще важнее уметь встать после падения. Это в наших руках — не отчаиваться, а смело идти дальше. Что этому может очень эффективно помочь? Отсчет дней! Каждый день — новая песнь. Не получилось вчера, получится сегодня. Не нужно ждать недели или месяца. Обновление происходит постоянно и начать сначала можно в каждый миг.
Если задуматься более основательно, то все три идеи связаны между собой и одна восполняет другую. Во всяком случае, правильное отношение к каждому прожитому дню приведет нас к совершенно новому качественному уровню служения Творцу: «…сочтите пятьдесят дней и принесите новый дар Г-споду»[2].
[1] Ваикра 23:15-16.
[2] Ваикра 23:16.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»