Из цикла «Понятия и термины Иудаизма», темы: Рош Ходеш, Еврейский календарь, Реувен Пятигорский
Как известно, в основу еврейского года положены два принципа — цикл луны и цикл солнца. Т.е. за основу приняты лунные месяцы, но приведены они к солнечному году, чтобы сезоны (зима, весна и т.д.) не смещались по месяцам, как это происходит в чисто лунных календарях (например, у мусульман). Продолжительность месяца определяется периодом между новолуниями и составляет 29 дней 12 часов и еще 793/1080 часа (как видим, наши мудрецы умели считать периоды с точностью до трети секунды). Поскольку в месяце не может быть дробного числа суток, принято, что некоторые месяцы состоят из 29 дней, а некоторые из 30. Первые называются «неполными», вторые — «полными».
Первый день каждого месяца называется «рош-ходеш». Если месяц «полный», то последний его день тоже объявляется как «рош-ходеш» следующего за ним месяца, у которого таким образом будет два дня «рош-ходеш». В эти дни в молитвы добавляют просьбу, чтобы месяц принес добро и счастье. Стараются провести эти дни радостно; принято устраивать семейные трапезы.
Ниже приводим список еврейских месяцев с обозначением их «созвездий» (места на небосводе, где находится солнце в данном месяце) и примерным (очень примерным) соответствием грегорианскому календарю:
НИСАН — Овен (ТАЛЕ) — апрель
ИЯР — Бык (ШОР) — май
СИВАН — Близнецы (ТЕОМИМ) — июнь
ТАМУЗ — Рак (САРТАН) — июль
АВ — Лев (АРЬЕ) — август
ЭЛУЛЬ — Дева (БЕТУЛА) — сентябрь
ТИШРИ — Весы (МОЗНАИМ) — октябрь
ХЕШВАН — Скорпион (АКРАВ) — ноябрь
КИСЛЕВ — Стрелец (КЕШЕТ) — декабрь
ТЕВЕТ — Козерог (ГДИ) — январь
ШВАТ — Водолей (ДЛИ) — февраль
АДАР — Рыбы (ДАГИМ) — март
Знание еврейских месяцев нужно не только тому, кто хочет определить, на какой день приходится тот или иной еврейский праздник. Об этом, в конечном счете, можно узнать в ближайшей синагоге или из календаря. Но чтобы справить мальчику «бар-мицву» или отметить «йор-цайт» по умершим — тоже надо знать еврейскую дату соответствующих событий. Постарайтесь выяснить все заранее, не откладывая такой важный вопрос на последний момент.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».
Переводчик Виктория Ходосевич
Приближается Йом Кипур, и, готовясь предстать перед Судом, нам следует помнить, что все наши поступки записаны и учтены.
Рав Гершон Эдельштейн,
из цикла «Подготовка к Дню Суда»
Сущностью периода между месяцем Элуль и месяцем Тишрей является искреннее раскаяние. Человек должен помнить о том, что главным является Будущий мир, а не этот.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Месилат Йешарим, перевод одноименной книги раби Моше Луцатто»
Большинство сообразительных, умных и острых разумом людей строят свое образование, в основном, на тонкостях различных наук
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«Что прежде был Петербург? Пустыня. А теперь же это — Бердичев!»
Рав Лейб-Нахман Злотник
Статья р. Лейба Нахмана Злотника о тайне ста благословений, которые предписано произносить каждый день
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Йохевед и Пуа рисковали жизнью, нарушая приказ фараона убивать еврейских младенцев. Кто спас одного человека — как будто спас весь мир.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
На горе Синай Всевышний дал евреям законы о седьмом годе. Это место было выбрано неслучайно: Творец продемонстрировал, что только Он является истинным хозяином и владельцем еврейской земли.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»