Из цикла «Мусар ешивы Слободка (Хеврон)», темы: Ешива, Рав Хаим Бурштейн, Мусар, Саба из Слободки
[1]«Учили наши мудрецы: “Кто бы содеял так, чтобы их сердца все дни трепетали передо Мною и они исполняли все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сыновьям их вовеки” (Дварим 5:26). Сказал Моше Израилю: “Неблагодарные и потомки неблагодарных… Когда Всевышний сказал Израилю: “Кто бы содеял…”, вам следовало ответить: “Сделай Ты!”” Неблагодарные — в силу сказанного: “И говорил народ против Б-га и против Моше: зачем вы вывели нас из Египта на смерть в пустыне? Ведь нет хлеба и нет воды, и нашим душам опротивел этот легкий хлеб” (Бемидбар 21:5). Потомки неблагодарных — в силу сказанного: “И сказал человек: жена, которую Ты дал мне, — она дала мне от этого дерева, и я ел” (Берешит 3:12)» (Авода зара 5а).
Поколение Пустыни — поколение Знания — попало в ловушку этого коварного изъяна души, из-за которого Моше рабейну назвал их неблагодарными. Они не оценили по достоинству добро, оказанное им Вездесущим ради их же блага, давшего им «хлеб великих»[2], который полностью усваивался в организме. Они же сетовали на это, а хлеб назвали «легким». Из их упреков стало ясно, что их души поражены неким отвратительным пороком.
Этот недостаток оказался столь существенным, что когда Всевышний сказал Израилю: «Кто бы содеял так, чтобы их сердце все дни трепетало передо Мною…»[3], — они не ответили: «Сделай Ты!» Тосафот отмечают: «Моше назвал своих братьев неблагодарными, поскольку они не пожелали выразить Всевышнему свою признательность»[4]. Отсутствие благодарности помешало им попросить у Б-га помощи, чтобы их сердца были безраздельно преданы Ему все дни, и этим они лишили себя вечного счастья. А ведь тогда Г-сподь был бы близок к ним так же, как во время Синайского Откровения! Сколь разрушительна сила неблагодарности!
Наши мудрецы раскрыли нам, что поколение Знания унаследовало этот недостаток от своих далеких предков. Этот изъян проявился за сотни лет до описываемых здесь событий в действиях поколения Вавилонской башни, однако его корень ведет еще глубже к праотцу всего человечества — Адаму. Он был первым, в ком проявился этот отвратительный духовный порок, который с тех пор передавался от отца к сыну, из поколения в поколение, пока не стал явственным даже в поколении дарования Торы, когда выразился в неблагодарности к Вездесущему. Поэтому они были названы неблагодарными и потомками неблагодарных.
Под влиянием этого недостатка люди отказались просить у Б-га вечного совершенства, и именно это привело их однажды к открытому бунту против Всевышнего: «И спустился Г-сподь посмотреть на город и башню, которые строили сыновья человека»[5]. Почему сказано «сыновья человека»? Неужели можно было подумать, что речь идет о детенышах осла или верблюда? Имеются в виду сыновья Первого человека, который был неблагодарен Б-гу, сказав: «…жена, которую Ты дал мне, она дала мне от этого дерева, и я ел»[6]. И они тоже проявили неблагодарность, восстав против Того, Кто ниспослал им благо и спас от вод Потопа»[7]. Это недостойное свойство породило множество ужасных поступков: строительство города и башни, чтобы «подняться в Небеса и устроить с Ним войну», выступив против Самого Г-спода…
Но какова суть этого недостатка, поразившего самые сокровенные глубины душ многих поколений? Каков его корень? Кто впервые пострадал от него? — Первый человек! Всевышний одарил его благом, дав ему помощницу, Адам же выказал неблагодарность Вездесущему и не оценил подобающим образом Его дара, возроптал и обвинил в своем грехе Его Самого: «…жена, которую Ты дал мне…»[8] Он как бы швырнул подарок в лицо дарителю. Уже первый человек проявил неблагодарность! Ему оказали добро, дав «помощницу», а он стал выискать в ней изъяны!
Понятие «помощник» гораздо шире представлений нашего скудного мышления. Оно не ограничивается лишь материальной составляющей, а включает в себя и истинную духовность. Именно такую помощь оказывали Адаму ангелы, когда «жарили ему мясо и процеживали вино…»[9] Не об упрощенном говорит Тора, поскольку материальная природа мира сформировалась и укрепилась уже после греха, а прежде человек был исключительно духовным творением, олицетворявшим собой чистый разум и соединенным в единое целое с высшей мудростью — «частью Б-га свыше».
Пока человек не стал сгустком материи, не пал с вершины своего величия, он весь был соткан из мудрости и своим телесным разумом охватывал все просторы мира от края до края: «Вот книга порождения человека: в день сотворения Б-гом человека, по подобию Б-га Он создал его»[10]. Сказал рабби Йеуда бар Симон: «Пока Первый человек не стал воплощением плоти, низвергнутым на землю перед Тем, по Чьему слову создан мир, Всевышний показал ему каждое поколение и его глав, каждое поколение и его мудрецов: “Мое начало видели глаза Твои, и в книге Твоей все они записаны будут…”[11] — то есть начало, которое видели Твои глаза, уже записано в книгу Первого человека»[12]. Высшая мудрость была изначально заложена в материальное тело человека!
Когда же в него была помещена душа, он стал подниматься все выше и выше по ступеням мудрости: «“И вдохнул в ноздри его душу жизни…”[13] — Тот, Кто вдохнул, от Своего вдохнул». Ему была дарована душа, происходящая из источника высшей мудрости, «часть Б-га свыше». Нижняя мудрость — тело —наполнилось высшей мудростью — душой, — и весь человек стал духовным. Так происходит, когда огонек тонкого фитилька сливается с пламенем большого факела и прекращает свое прежнее существование.
Таким образом высшая мудрость вобрала в себя нижнюю, и весь человек превратился в высшую мудрость, так что ангелы служения — духовные сущности — по ошибке приняли его за Творца и решили провозгласить перед ним: «Свят!» Тогда исполнились слова Теилим: «И немногим Ты умалил его перед Б-гом, славой и великолепием увенчал его. Ты позволил ему властвовать над делами Твоих рук, все положил к его ногам»[14]. И этого «немногого» ангелы не смогли в нем различить. Что же сделал Всевышний? — Погрузил Адама в глубокий сон, и тогда все поняли, что он — человек.
Это можно проиллюстрировать притчей: царь и министр ехали в одной карете, и жители страны хотели приветствовать своего господина — царя, но не знали, кто из них двоих правитель. Что же сделал царь? — Он высадил министра из кареты, и тогда все поняли, кто царь! Так, когда Б-г сотворил человека, ангелы по ошибке приняли его за Творца и решили провозгласить перед ним: «Свят!» Что же сделал Всевышний? — Погрузил Адама в глубокий сон, и тогда все поняли, что он — человек[15].
Таков был Первый человек, и о нем позаботился Всевышний: «И сказал Г-сподь Б-г: нехорошо человеку быть одному, сделаю ему помощь соответственно ему»[16]. Из этого следует, что женщина — помощница в области духа разума, наделенная высшей мудростью и предназначенная помогать и способствовать восхождению мужчины на самые высшие ступени, о чем сказано: «И немногим Ты умалил его перед Б-гом, славой и великолепием увенчал его. Ты позволил ему властвовать над делами Твоих рук, все положил к его ногам»[17]. И вот что изрекли наши мудрецы: «“И выстроил Г-сподь Б-г ребро, которое взял у человека, в женщину и привел ее к человеку”[18] — рабби Элиэзер от имени рабби Йоси бен Зимра говорит: женщина обладает большими возможностями понимания, чем мужчина. Более того: не из всех органов Первого человека Б-г сотворил ее, ибо не все они подходят для этой цели»[19]. А о Первом человеке сказано: «Творец и Его Суд выносили решение о каждом органе, удаляя или помещая его в надлежащее место, как сказано: “Он сделал тебя и основал тебя”[20]»[21].
И после того как Всевышний и Его Суд определили каждый орган тела Первого человека и вынесли о нем решение, добившись его абсолютного совершенства, создав человека «по Его образу и подобию», Б-г сотворил женщину из самого лучшего, что было в теле Адама. И она стала для него «товарищем и наставником» в достижении высшей мудрости.
Такой была помощница, которую Б-г дал Адаму. Но в конце концов она привела его к греху! И когда за свой грех Адам был призван на Суд, он попытался оправдаться: «…жена, которую Ты дал мне, она дала мне от этого дерева, и я ел»[22]. Причиной этого греха стал более возвышенный разум моей помощницы, источника понимания, который Ты даровал мне. И ведь на самом деле здесь произошла настолько тонкая и почти неразличимая ошибка, что даже ангелы служения не заметили ее и спросили: «Из-за чего Адаму был вынесен смертный приговор?»
И вот, в этом возвышенном Первом человеке мудрецы Талмуда усмотрели неблагодарность — недостаточное признание милосердия Творца. В свое оправдание Адам заявил, что этот Б-жественный дар был несовершенным. Эти слова полностью отражают форму и сущность данного изъяна в его основе и корне.
А теперь подумай: до каких глубин доходят силы души! Источник мудрости заставил Первого человека совершить едва уловимую ошибку в рассуждениях, и она породила в его душе мельчайшее искажение, которое отразилось на всех последующих поколениях. Два тысячелетия в чередовании взлетов и падений — от сотворения Адама до дарования Торы — этот изъян передавался по цепочке от отцов к сыновьям из поколения в поколение, привел к строительству Вавилонской башни и разделению народов и смутил разум поколения Знания.
А ведь это было поколение Знания, очищенное в плавильной печи Египта от всяческих загрязнений и примесей, — народ, видевший все знамения и чудеса в Египте и у моря, Община Израиля, которая «обещанием “исполним” опередила заверение “услышим”[23], поколение, внимавшее Б-гу живому, Который говорил с ними “лицом к лицу”[24], и достигшее уровня пророчества! Об этом поколении Сам Всевышний засвидетельствовал: “Кто бы сделал так, чтобы осталось это сердце у них на все дни трепетать передо Мною и исполнять все заповеди Мои во все дни, чтобы хорошо было им и сыновьям их вовеки”[25]. И все же в тайниках их сердец по-прежнему оставался след того самого недостатка, из-за которого претерпел преткновение их древний предок — Первый человек.
Миновали два тысячелетия после всех испытаний, через которые прошли многие поколения, после освящения и избавления от нечистоты, что было необходимо для приближения к горе Синай и получения Торы, и все же они не смогли искоренить из своих сердец следы этого почти незаметного изъяна. Неблагодарными и потомками неблагодарных назвал их господин всех пророков Моше рабейну.
Повествует Талмуд: “Моше рабейну указал на этот недостаток Израилю лишь по истечении сорока лет: “И я водил вас сорок лет по пустыне, не ветшали одежды ваши на вас, и обувь твоя не снашивалась на ноге твоей”[26], и в связи с этим сказано: “И не дал вам Г-сподь сердца, чтобы знать, и глаз — видеть, и ушей — слышать до сего дня”[27]. Из этого мы выводим, что человек может постичь глубину знания своего учителя только спустя сорок лет”[28]. И в Тосафот сказано: “Пока не прошли сорок лет, Моше не укорял их за это, полагая, что со временем они поймут намерение Творца, постигнут Его пути и скажут: “Сделай Ты!” Он не подозревал их в неблагодарности, и лишь по прошествии всего этого времени упрекнул их”[29].
Не день и не неделю, не месяц и не год — сорок лет сомнения одолевали Моше рабейну: а вдруг это всего лишь ошибка, а не следствие изъяна, укоренившегося в их душах. Возможно, они еще не поняли, чего от них хотел Создатель, и не достигли совершенства, необходимого для постижения этой тайны. А когда минуло сорок лет, а они так и не воззвали к Всевышнему с заветными словами “Сделай Ты!”, Моше понял, что причина этому — отвратительный душевный порок, нашедший пристанище в тайниках их душ и унаследованный ими от их далекого предка — Первого человека, — и тогда назвал их “неблагодарными и потомками неблагодарных”!
И упрекнул их Моше: “И не дал вам Г-сподь сердца, чтобы знать, и глаз — видеть, и ушей — слышать до сего дня”[30]. Сказал рабби Ицхак: когда евреи стояли на горе Синай и произнесли: “Все, что изрек Г-сподь, исполним и услышим”[31], Всевышний сказал: “Кто бы содеял так, чтобы их сердце все дни трепетало передо Мною и они исполняли все заповеди Мои во все дни, чтобы хорошо было им и сыновьям их вовеки”[32]. Услышал это народ Израиля и промолчал… Сказал рабби Йеуда бен Леви: с чем это можно сравнить? — С опытным змееловом, заметившим змею, которую очень трудно поймать. Он сказал: “Кто сможет изловить эту змею?” Ему ответили: “Ты же — ловец змей, ты сможешь!” Так же, когда Всевышний произнес: “Кто бы содеял так…”, им нужно было ответить: “Властелин мира, Ты сделай!” Поэтому сказал Моше: “И не дал вам Г-сподь сердца, чтобы знать, и глаз — видеть, и ушей — слышать до сего дня”[33]»[34].
«И взял (Моше) Книгу Завета, и читал вслух народу, и сказали они: все, что изрек Г-сподь, исполним и услышим»[35]. Оказавшись свидетелями Синайского Откровения, после сорока лет духовного восхождения во главе с господином всех пророков, подобного которому никогда не было и не будет, став «царством священников и народом святым»[36], избранным из всех народов, они так и не смогли избавиться от этого древнего и незаметного изъяна. Не сказав: «Сделай Ты!», они остались неблагодарными и потомками неблагодарных. Вот каково могущество качеств души. И столь всеобъемлющее Учение о душе может быть ниспослано только с Небес!
[1] Это выступление Сабы из Слободки записал ученик ешивы рав Ицхак Такер, благословенной памяти, и оно было опубликовано в Ковно в вестнике «Кнессет Исраэль».
[2] См. Теилим 78:25.
[3] Дварим 5:26.
[4] Тосафот, Авода зара 5а.
[5] Берешит 11:5.
[6] Берешит 3:12.
[7] Мидраш Рабба, Берешит, гл. 38, Раши, Берешит 11:5.
[8] Берешит 3:12.
[9] Сангедрин 58б.
[10] Берешит 5:1.
[11] Теилим 139:16.
[12] Мидраш Рабба, Берешит, гл. 24.
[13] Берешит 2:7.
[14] Теилим 8:6-7.
[15] Мидраш Рабба, Берешит, гл. 8.
[16] Берешит 2:18.
[17] Теилим 8:6-7.
[18] Берешит 2:22.
[19] Мидраш Рабба, Берешит, гл. 8.
[20] Дварим 32:6.
[21] Мидраш Рабба, Берешит, гл. 12.
[22] Берешит 3:12.
[23] Шмот 24:7.
[24] См. Шмот 33:11.
[25] Дварим 5:26.
[26] Дварим 29:4.
[27] Дварим 29:3.
[28] Авода зара 5а.
[29] Тосафот, там же.
[30] Дварим 29:3.
[31] Шмот 24:7.
[32] Дварим 5:26.
[33] Дварим 29:3.
[34] Мидраш Рабба, Дварим, гл. 7.
[35] Шмот 24:7.
[36] Шмот 19:6.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.