4 февраля, темы: Ешива, Изучение Торы, Рав Мендель Агранович
Рош-ешива…
Только так! Не «рав», не «Вы», не «Уважаемый», только: «рош-ешива»…
Меня научили этому на первых уроках 3-его курса, который читал только он.
Рош-ешива… Глава-ешивы… Голова…
Глава в Торе, глава в молитве, глава во внимании к нам, его ученикам, глава в воспитании «как учиться» и «как жить»…
Сын простого еврея, одного из основателей молочной компании Тара, приехавшего из Германии без родителей.
Никто не давил на него выбрать Тору… Он выбрал её сам, а она выбрала его!
Сам Творец выбрал его передавать Тору нашему поколению!
В 18 лет он пришел в Поневеж, а уже в 23 преподавал в ешиве Бейт а-Талмуд, отвечал на вопросы учеников. В 28 лет стал постоянным преподавателем в ешиве Коль Тора.
А в 40 лет открыл «Бейт Матитьяу»… Бейс Матэс, как принято говорить…
Тогда, в 1980 году, это была маленькая ешива, в крошечном здании, но сам Стайплер сказал — скоро мест не хватит!
Так и случилось. Ешива росла, мест не хватало постоянно.
Но вместе с тем, что нет места, есть Тора… Тора — вне пространства!
Как Ковчег Завета в Храме, который не занимал места в материальном пространстве.
Тору нужно понимать…
Рош ешива готовит «шиур клоли» — общий урок, который дается только раз в неделю, в среду или четверг. Его тема сообщается заранее. Всю неделю мы учились, готовились, спорили, думали — вот сейчас мы…
А он приходил, и давал урок, и было ощущение, как будто папа показывает детям на несобранные игрушки в комнате…
А это? А здесь? А как это связано? И мы понимали, что даже и не начали понимать!
После выпуска — первый вопрос всегда: «Где ты преподаешь?»
Потом — «Как дети, как жена»? «Где преподаешь»? «Кому»?
70% выпускников Бейт Матитьяу преподают Тору в разных точках земного шара, на всех языках еврейской диаспоры!
Лейтмотив, квинтэссенция, смысл жизни…
В канун шаббата Итро — субботы Получения Торы ушла из этого мира Идея, живая идея, жившая среди нас, что смысл жизни — передавать Тору, нести Тору дальше, будущим поколениям…
Дай нам Бог впитать её хотя бы частично в себя…
ת.נ.צ.ב.ה.
Хотел бы считать себя учеником…
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»