Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Шмот, Магид из Дубно, Притчи, Рассказы
«И вернулся Моше (от фараона — прим.) к Б-гу и сказал: “Г-сподь! Зачем сделал Ты зло этому народу. С тех пор как пришел я к фараону, чтобы говорить от Твоего имени, только хуже стало этому народу.”» [1] .
(Моше, в отличие от других пророков, мог в любой момент обращаться к Б-гу и говорить с Ним, как один человек говорит с другим — прим.)
Наши мудрецы говорят в Мидраше [2] , что наш учитель Моше, да покоится с миром, совершил грех, обращаясь так к Творцу. Слова Торы как молот, который дробит камень, и мы должны приблизить их к нашему пониманию. Следует для начала привести слова Мидраша [3] : «С тех пор как пришел я к фараону, чтобы говорить от Твоего имени, только хуже стало этому народу…» — сказал рабби Пинхас: Сказал Моше Всевышнему: «Твое имя великое (источник добра), могучее (источник мощи) и ужасное (источник трепета). Весь мир трепещет перед Тобой! Но злодей фараон слышал про Тебя, и все равно продолжает грешить».
Неясно, что хотели мудрецы этим сказать. Следует отметить так же, что в стихе: «С тех пор как пришел я к фараону, чтобы говорить от Твоего имени.», слова «от Твоего имени» кажутся лишними. Было достаточно сказать: «С тех пор как пришел я к фараону, только хуже стало этому народу». Но скорее всего, наш учитель Моше хотел блага народу Израиля и своими словами желал пробудить немедленный гнев Всевышнего на фараона, чтобы Он уничтожил его и, чтобы все узнали Его мощь.
Притча.
В одном городе были два богача, которые ненавидели друг друга из зависти. Однажды, один из этих богачей ударил слугу другого богача. Слуга был уверен, что его господин за него вступится, а потому стал дерзить: «Ты знаешь, что я слуга такого-то важного человека! Он отомстит тебе за меня!» Тот услышал, но не впечатлился, подумав: «Этот мерзавец еще будет угрожать мне местью своего господина?!» — и продолжил избивать этого слугу. Тот вернулся в дом своего хозяина побитым и обиженным, но ничего не сказал. Его господин спросил: «Почему ты выглядишь грустным и побитым?» Слуга ответил: «Почему вы спрашиваете? Разве вы сможете мне помочь?» Господин продолжал спрашивать: «Скажи мне, кто тебя бил и поранил!» Слуга сказал: «Кто же еще мог меня побить, как не тот богач?» Его господин удивился: «Разве он не узнал, что ты мой слуга?!» Тогда тот ответил: «Я тоже думал, что когда назову ваше имя, он побоится продолжать меня бить и оставит меня в покое. Но все эти синяки и раны достались мне за вас, ведь как только тот богач услышал ваше имя, он еще больше разозлился и стал еще сильнее меня бить». Его хозяин услышал все это и страшно рассердился: «Ты еще увидишь, что я ему сделаю!» Он расставил тому богачу сети, и вынудил его в многократном размере заплатить за сделанное. Это случилось благодаря мудрости слуги, который преподнес своему господину всю эту историю так, чтобы его хозяин понял, что его стали бить сильнее именно из-за того, что он упомянул его имя. Теперь хозяин почувствовал, что должен отомстить другому богачу, чтобы отстоять свое имя, а вовсе не из любви к слуге. (Важное примечание: во всех приводимых притчах важно развитие событий и идея, которая преподносится. Конечно, не следует буквально считать, что один богач олицетворяет фараона, а другой — Творца. Кроме того, часто в Торе вспоминается понятие «ревность Творца», с другой стороны, фараон считал себя «богом» — прим.) Смысл этой притчи в том, что сказал Моше Всевышнему. Известно, что когда пришло время избавления, на Небесах искали заслугу народу Израиля, чтобы он мог быть избавлен, но появились также ангелы — обвинители, которые приводили свои доводы против избавления: «И те и эти служат идолам», и т.д. (Б-г создал мир в соответствии с четкими правилами. Поэтому, если в Небесном суде есть обвинители, то Он как бы «не может» сделать евреям добро, хотя у него есть особая к ним благосклонность, и нужно искать доводы, которые помогут уменьшить меру суда — прим.) Но наш учитель Моше был чрезвычайно мудр, и своими словами пробудил гнев Всевышнего на злодея фараона. Ведь Он велел Моше сказать фараону: «И скажете ему: Б-г… евреев открылся нам.» [4] . То есть, к фараону отправились посланцы Всесильного, но тот пренебрег Им: «Кто Б-г, чтобы я его слушал? Не знаю я Б-га.» [5] . Теперь Б-г должен был отплатить ему, если не из любви к Израилю, то ради Своего имени. Поэтому сказано: «Зачем сделал Ты зло этому народу.» — после того, как я говорил с фараоном от Твоего имени, он ухудшил положение евреев. Причина тому то, что я упомянул ему Твое имя! Поэтому не ищи теперь заслуг, чтобы освободить евреев. Это имеет в виду Мидраш, когда говорит: «только хуже стало этому народу» — сказал рабби Пинхас: Сказал Моше Всевышнему: «Твое имя великое, могучее и ужасное. Весь мир трепещет перед Тобой! Но злодей фараон слышал Твое имя, и все равно продолжал грешить». Всевышний ответил на его призыв и сказал: «Вот теперь ты увидишь, что Я сделаю фараону» [6] — Я накажу его ради Моего имени, даже если у народа Израиля нет заслуг. Поэтому много раз говорится: «И узнает Египет, что Я Б-г» [7] и «Чтобы знал ты, что Я Б-г всей земли» [8] .
«Зачем сделал Ты зло этому народу…» [9] , «И сказал Б-г Моше: Вот теперь ты увидишь, что я сделаю фараону.» [10] .
Написано в Мидраше [11] : «»Войну с фараоном ты увидишь, но войну, которую будет вести твой ученик Йеошуа с 31 царем (после входа еврейского народа в землю Израиля — прим.) — не увидишь». Отсюда мы учим, что уже здесь Моше получил приговор, что не войдет в страну Израиля».
Эти слова Мидраша непонятны. Почему в нем говорится о Моше, а не о том, кто приговор вынес? Почему не говорится: «Здесь Всевышний вынес приговор Моше»? И это, тем более, странно, что мудрецы, да будет благословенна память о них, писали в Мидраше [12] , что Моше не вошел в страну Израиля, чтобы когда люди будут восставать из мертвых, вместе с ним встали бы и вошли в страну и все, кто умер в пустыне: «Ведь ты не перейдешь этот Ярден» [13] — сказал Всевышний Моше: «Если ты будешь похоронен с ними, то благодаря твоей заслуге они оживут и войдут с тобой (в страну Израиля)». Из этого следует, что Моше не согрешил, чтобы умереть в пустыне, и то, что он не вошел со всеми в страну Израиля, не было наказанием. Получается, что два эти Мидраша противоречат друг другу. Упомянем еще один Мидраш [14] : «Сказал Всевышний Моше: “Ты не знаешь, что делать, и хочешь держать веревку за оба конца. Если ты хочешь, чтобы Я исполнил твою просьбу “Дай мне перейти и увижу я эту хорошую страну” [15] , то тогда не исполнится “Прости этому народу.” (имеются в виду все те молитвы, благодаря которым Моше добился прощения для евреев, как в случае с золотым тельцом и с разведчиками — прим.).
[1] Шмот 5:22-23
[2] Мидраш Шмот Раба 5:22
[3] Мидраш Шмот Раба 5:22
[4] Шмот 3:18
[5] Шмот 5:2
[6] Шмот 6:1
[7] Шмот 7:17
[8] Шмот 8:18
[9] Шмот 5:22
[10] Шмот 6:1
[11] Мидраш Шмот Раба 5:23
[12] Мидраш Дварим Раба 2:9
[13] Дварим 3:27
[14] Мидраш Дварим Раба 7:10
[15] Дварим 3:25
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради”, за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»