Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Ваехи, Магид из Дубно, Притчи, Рассказы
«Проклят гнев их, ведь он силен, и ярость их, ведь она крепка»[1].
Написано в Мидраше: Даже когда Яаков говорил проклятье, он проклял не самих Шимона и Леви, а их гнев.
Многие комментаторы писали об этом проклятье, которое кажется просто образным выражением. Но мне кажется, что наш праотец Яаков хотел именно проклясть этих сыновей, но сдержался, и вместо них направил проклятье на их гнев.
Притча.
Богач, если он вспыльчив и гневлив, и всегда ищет ссор с людьми, этим своим качеством подавляет других, и выливает на них свой гнев, сколько хочет. Но бедный человек, если он вспыльчив, не может ни на ком выместить свой гнев. Его гнев является его проклятьем.
В этом смысл того, что Яаков проклял гнев своих сыновей, сказав: «Проклят гнев их, ведь он силен». Он знал, что они очень вспыльчивы, и хотел, чтобы они не могли пользоваться своим гневом. Он пояснил: «Разделю их в Яакове (про Леви. Колено Леви не имело своего надела в земле Израиля, и они жили по всей стране в городах, которые другие колена выделили для их проживания — прим.) и разбросаю по Израилю (про Шимона)». Мидраш говорит, что потомки этих двух колен были бедняками или обучающими детей Торе. Этим их гнев и был проклят. (Бедняк — его гнев бессилен, а гневливый учитель останется без работы. Человек, живущий на земле, принадлежащий другому колену, возможно, будет вести себя скромнее и сдержанней. — прим.)
«Вы хотели причинить мне зло, а Всевышний порешил его к добру… чтобы сохранить жизнь многочисленному народу»[2].
Праведник Йосеф очень старался утешить и успокоить братьев, чтобы не переживали из-за своего поступка (продажи его в рабство, вследствие чего он попал в Египет — прим).
Притча.
Известно, что то, что испортилось, трудно полностью вернуть в первоначальное состояние, это возможно, только если добавлять вещи, более сильные по своей природе, чем те, которые привели к порче. Например, если на белую ткань пролилось немного черной краски, ткань практически невозможно будет отбелить. Придется добавить отбеливающее вещество, которое сильнее по своей природе, чем та черная краска. И возможно придется повторить несколько раз.
Смысл этой притчи в том, что именно так утешал братьев Йосеф. Он много — много раз говорил им: если бы рабство соответствовало тем страданиям, которые я перенес, то еще было бы возможно, чтобы «пятно» зла стояло перед моими глазами. Но Б-г сделал так, что это зло оказалось ничтожным по сравнению с полученным благом. И это, что он говорит: «Вы хотели причинить мне зло, а Всевышний порешил его к добру» — вы хотели причинить зло только мне, а Всевышний обернул все так, что из этого вышло добро для многих — спасение всей семьи Яакова. И то великое добро, которое вы привели своим поступком, обязует исчезнуть то относительно небольшое «пятно» ваших злых мыслей обо мне.
[1] Берешит 49:7
[2] Берешит 50:20
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»